Психологи называют поведение под девизом «я сделаю это потом» прокрастинацией и считают, что оно приводит не только к проблемам в делах, но и к неприятным психологическим последствиям.
Малышу задали срочно выучить стишок для утренника, но он решает сначала позвонить другу, потом написать письмо Деду Морозу, хотя до Нового года остался год без каких-нибудь трех недель... А стишок? Подождет до завтра. Так и вырастает ребенок прокрастинатор. Слово появилось в XX веке, а проблема существует давно и может возникать как у взрослых, так и у детей.
Признаки прокрастинации у ребенка
- Ребенок постоянно переносит важные для него самого дела на «попозже».
- Отлынивает от выполнения домашних заданий.
- Часто говорит, что ему скучно и неинтересно.
Важно не путать прокрастинацию с игрой и ленью! Ребенок не отдыхает и не отлынивает от труда, а занимается несущественным в ущерб нужному и, чаще всего, срочному делу.
На тренингах психологи рассказывают взрослым, что дела делятся на важные и не важные, срочные и не срочные, нужные и не очень. Понимание того, к какой категории отнести то или иное задание помогает с мотивацией к выполнению: что-то мы делаем срочно, потому что это важно. Детям стоит объяснять это на примере сказок. «Почему зайчик спешит? Ему важно принести морковку к ужину». Кроха должен понимать, почему сказочные герои одни дела выполняют в первую очередь, а другие — во вторую.
Почему возникает прокрастинация?
1. Неуверенность в собственных силах, неустойчивая самооценка, ожидание и боязнь критики
Родители посмеялись над кривоватым домиком на рисунке сына Пети. Петр вроде бы и не обиделся, но стал откладывать завершение своей работы на потом.
Что делать? Указывая на недостаток, обязательно скажи и о достоинствах! Например: «Ты красиво нарисовал деревья. А вот домик можно изобразить немного по-другому. Давай ты попробуешь исправить, а если не получится, я тебе помогу». Ребенок будет знать, что не нужно бояться приступать к сложным заданиям: ему помогут и не осудят.
2. Авторитарные родители, принуждающие малыша выполнять задания, которые они сами сочли важными
Мама сказала, что Оля должна срочно сделать открытку для бабушки. Срочно — потому что мама спешит в театр. Но девочке не понятно, зачем торопиться. Оля любит все делать обстоятельно, потому и тянет с выполнением задания.
Что делать? Объяснять задания и заинтересовывать детей!
3. Родительская гиперопека, когда взрослые стараются все делать за малыша
Раньше поделки для детсада за Ваню с удовольствием мастерили бабушка и дедушка. Но недавно они уехали погостить к родственникам, и мальчик никак не может заставить себя сделать простую аппликацию к 8 марта, у него нет элементарных навыков, а признаться в этом он хочет.
Что делать? Помогать, но не выполнять работу за ребенка.
Физические наказания недопустимы. Упреки и нотации бесполезны. Зато можно поиграть с ребенком в игру «Не успеваешь — приседаешь». Допустим, малыш обещал разучить новую песенку, но занимается чем угодно, только не музыкой. Придется приседать! Приседаний должно быть достаточно много, но так чтобы это было посильно для ребенка. Такая полушуточная игра напоминает о том, что свои обещания надо выполнять. Делу время, потехе час!
4. Повышенная тревожность или эмоциональная холодность родителей
Папа мечтает, чтобы Саша стал знаменитым футболистом, а у мальчика пока не все получается. Скоро должен произойти просмотр и тренер примет решение, брать ли Сашу в команду. Вместо того, чтобы усиленно тренироваться, Саша то рисует, то смотрит мультики.
Что делать? Показать ребенку, что это далеко не последний его шанс, наметить план дальнейших занятий, подумать об альтернативе футболу.
Иногда явных причин прокрастинации не найти. Может быть, родители сами постоянно тянут с выполнением важных, а малыш просто берет пример?
Как не допустить прокрастинации?
В дошкольном возрасте ее сложно заметить, потому что распорядок дня строго соблюдается родителями и воспитателями. А вот когда начинаются школьные будни, у новоявленного ученика возникает большая свобода действий.
Первоклассник обычно может составить план своих занятий на день и примерно предположить, сколько времени они займут. А распределить нагрузку на неделю ему еще не под силу. Особенно сложно выделить время на проекты, которые нужно сделать за четверть, а то и выданные на весь учебный год. Кажется, что впереди еще масса времени, и все можно успеть потом.
-
Не пропустите
Чтобы такие ситуации возникали как можно реже, следует учить школьника основам планирования, умению разбивать большую работу на несколько этапов с указанием для каждого контрольных сроков и выделением времени «про запас». И проверять, как идет работа.
Например:
Школьнику задали прочитать книгу и написать по ней небольшое сочинение. Договоритесь, что в выходные он читает книгу, в понедельник составляет план сочинения, во вторник и среду пишет его.
Ребенку задали посетить выставку и нарисовать по итогам посещения картинку. Он откладывал посещение, пока выставка не закрылась. Подскажи ему последовательность действий: сообщить преподавателю о закрытии выставки, спросить о том, как изменить задание, выполнить его на основе других данных.
Порой ребенку кажется, что работа, которая его ждет впереди, слишком большая, объемная, ее не одолеть! Он пытается отвлечься от того, что его пугает. Помоги разбить работу на небольшие кусочки.
Малышу нужно прочитать толстую книгу. Раздели ее закладками на отрывки по пять страниц!
А может быть малыш боится испортить работу?
Прокрастинация плоха не только тем, что важные дела остаются несделанными, но и тем, что вызывает стресс, дополнительные переживания, все усиливающееся чувство тревоги. Быть прокрастинатором неприятно и тяжело, сама прокрастинация с последующим рывком в попытке хоть что-то успеть, выматывает ребенка, не позволяет выполнить работу хорошо и качественно.
Ребенка попросили нарисовать пейзаж для выставки. Первая попытка оказалась неудачной и малыш занялся чем-то другим. Предложи ему еще потренироваться, сделать эскиз. Поддержи его.
Новое дело всегда требует определенных условий. И его тоже часто хочется отложить.
Ребенку поручили сделать плакат. Для того чтобы начать такую ответственную работу он тщательно убрался на столе, наточил все карандаши и даже полил цветы. Устал. А работа так и не сделана. Научи ребенка расставлять приоритеты, делить задачи на важные и не очень.
Правила, которые помогут решить проблему
- Разберись с причиной.
- Планируй всю работу, разделяя ее на небольшие этапы, выделяя важные, а также срочные дела.
- Важные занятия обязательно чередуй с отдыхом.
- Не накапливай в планах лишних дел, без которых можно легко обойтись.
- Не оставляй неприятные дела на специально выбранный для них день, лучше делайте их ежедневно, но понемногу.
- Одно из тех дел, которые всегда хочется отложить, выполни как можно раньше.
- Хвали себя за выполнение такой работы, к которой долго не хотелось приступать.
- Не забывай, что психологическое здоровье и комфорт не менее важны, чем хорошо сделанные домашние задания или победы на соревнованиях, школьной олимпиаде. Прежде всего ребенок должен чувствовать себя уютно и защищенно в семье.
- Не стоит слишком рьяно бросаться на борьбу с прокрастинацией. Иногда бывает полезно что-то отложить на потом. А слишком строгий контроль и давление —дополнительный стресс для малыша. Во всем нужен баланс и никто не идеален. Ребенок не обязан на 100% оправдывать ожидания мамы и папы. Зато он должен быть счастливым. А чем больше счастлив ребенок, тем меньше он страдает и от прокрастинации
Детям свойственно копировать поведение взрослых. Если ребенок видит, что родители постоянно что-то не выполняют, откладывают, несмотря на напоминания, ребенок может оценить «выгоды» такого поведения и сам начать поступать так же.
- 10 главных аксессуаров весны 2024