Источник: Unsplash

Бывает, что в семье не все складывается благополучно. Иногда интуиция подсказывает: что-то не так. А что именно и с чьей стороны, сказать сложно. Случается и наоборот: мы не замечаем проблем, стараясь закрывать глаза на натянутые отношения. А дети прекрасно чувствуют, какая атмосфера царит дома.

Понять, уютно ли им среди самых близких, можно по рисункам. Попроси малыша изобразить вашу семью. Изучив шедевр, делай выводы.

Последовательность

Как правило, дошкольники рисуют сначала себя, а потом остальных. Это связано с тем, что мышление ребенка эгоцентрично — он видит мир через призму своего «я». А другие люди и предметы существуют лишь тогда, когда они имеют какое-то отношение «ко мне». 

  • Тот, кого ребенок рисует первым, и есть наиболее значимая фигура для него.

Если он рисует  родителей последними (после бабушки и сестры), это говорит об эмоциональной оторванности, отсутствии контакта. 

  • Если изображает последним себя, значит, он чувствует себя отвергнутым и ненужным.
  • Оттягивает процесс рисования, заполняя лист неодушевленными предметами?

Сигнал о неблагополучии, дискомфорте, ведь так он изображает «подушку безопасности» — мир, в который уходит от враждебной реальности.

Сюжет

В большинстве случаев все максимально незатейливо: мама, папа, братья и сестры стоят себе рядком на листе. Иногда рисунок «разбавляют» предметы мебели, цветы, строения, какие-то явления природы. Бывает, перед нами разыгрывается сценка из жизни.

  • На рисунке есть птички, цветы, радуга, солнышко, воздушные шарики

D семье все благополучно и безоблачно.

  • Дождь и тучи — признак напряженности.

Важно обратить внимание, над кем конкретно «сгущаются» тучи — этот член семьи и создает дискомфорт.

  • Сюжет, в котором все родственники заняты общим делом

Отличная характеристика, которая говорит о комфортной обстановке в доме.

Источник здесь и далее: ShutterStock/Fotodom
  • Отсутствие сплоченности, когда каждый из героев занят чем-то своим

Это признак отстраненности друг от друга в реальной жизни.

  • Сюжет из прошлого

Отражает желание ребенка вернуться в то прекрасное время и говорит о неудовлетворенности настоящим положением дел в семье. 

  • Праздничная обстановка

Малыш стремится получить положительные эмоции, отдохнуть, побыть в кругу семьи, что, вероятнее всего, редко получается.

  • Вымышленный сюжет

Ребенок рисует то, о чем он мечтает (о покупке щенка или поездке к морю). Добавление сказочных персонажей подчеркивает нереальность обстановки: значит, он бежит от настоящего в свои мечты и желания. 

Размеры и расположение фигур на листе

Расположение членов семьи относительно друг друга говорит о семейной иерархии. Можно «приложить» к рисунку воображаемую лестницу и посмотреть, с кем из родственников ребенок стоит на одной ступени, кто выше, а кто ниже. Чем больше размер персонажа, тем выше его значимость в глазах ребенка.

Чем выше герой расположен на листе, тем больше у него авторитет.

  • Художник изобразил себя выше и больше других

Он ощущает себя центральной фигурой, вокруг которой вращается вся семья.

  • Нарисовал себя в углу и/или очень маленьким

Это указывает на нехватку любви, тепла и внимания, малыш считает себя незначимым и никчемным.

Расстояние между фигурами

Это показатель эмоциональной близости: чем больше расстояние между фигурами, тем большую разобщенность в отношениях ощущает ребенок. 

  • Все члены семьи нарисованы рядом или держащимися за руки

В семье царит полная гармония.

  • Ребенок изобразил себя рядом с папой

Именно с ним он наиболее близок, если рядом с мамой — роднее ее нет никого.

  • Семья разделена на группы

Отражение разрозненности и невозможности (или нежелания) быть всем вместе. 

  • Малыш стоит отдельно от всех

Он чувствует себя ненужным, хочет обособиться от родственников. 

Прорисовка деталей

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи на что следует обращать внимание?

  • На прорисовку фигуры, тела.

Изображены ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ногти, ступни?

  • Декорирование.

Детали одежды и украшения: шляпка, воротник, галстук, банты, карманы, элементы прически, узоры и отделка на одежде. Чем более детально прорисован персонаж, тем более гармоничные эмоциональные отношения с ним установлены. Напротив, схематичность и незаконченность рисунка, пропуск существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к человеку и на агрессию к нему.

  • Глаза.

Персонажи с большими, широко открытыми глазами — тревожные, беспокойные, нуждающиеся в помощи люди. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи. Человек, на лице которого изображены только глаза, расценивается ребенком как диктатор, который следит за каждым его шагом.

  • Уши.

Родственник с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А вот персонаж «без ушей» вообще может игнорировать все то, что ему говорят, пропускать критические замечания.

  • Рот.

Люди с большим или темным, ярким ртом воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют в семье права голоса.

  • Шея.

На рисунке она появляется тогда, когда ребенок начинает учиться управлять своими чувствами (не раньше 6 лет). На картинах шестилеток и младших школьников тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет, соответственно, не способен. Если шея на рисунке есть только у самого художника, то, вероятнее всего, он верит в то, что контролировать свое поведение нужно только ребенку, а вот взрослый имеет возможность делать то, что хочет. 

  • Голова.

У того персонажа, чья голова больше, тот и умнее.

  • Руки.

Это основное средство воздействия на мир, физического контроля за другими людей. Агрессивно настроенный родственник может быть изображен с чрезмерно длинными руками, и ребенок тем самым демонстрирует свои страхи по отношению к нему. Если малыш рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, мускулистыми крупными плечами — это сигнал агрессивного настроя к окружающему миру. Если изображает себя без рук — это связано с чувством бессилия, с ощущением, что родные подавляют его активность, чрезмерно контролируют.

  • Фигура.

​​​​​​​У детей в рисунках обычно выделяются две разные схемы для разных полов: например, туловище мужчин изображается овальным, женщин — треугольным, и наоборот. Если же, например, девочка рисует похожие фигуры себе и папе, это говорит о ее стремлении быть похожей на него. 

  • Все неодушевленные предметы (мебель, игрушки, техника и т.п.) — здесь «живые».

Изображая их, ребенок подчеркивает их значимость для кого-то из членов семьи. Если папа нарисован за компьютером, а мама — у плиты, вероятнее всего, малыш пытается подчеркнуть систему ценностей в семье: папа всегда занят работой, а мама — домашними хлопотами, и оба не уделяют достаточно времени сыну или дочке. 

Отсутствие изображения

Дети часто «забывают» нарисовать тех родственников, с которыми сложились нехорошие отношения. Однако для ребенка нередко бывает определяющим территориальный признак — тот, кто живет с ним рядом, скорее попадет на картину.

  • Чаще всего нет изображения братьев и сестер, что связано, конечно, с ревностью.

Исключая конкурента из рисунка, ребенок словно монополизирует любовь родителей. 

  • Тот, кто обижает и унижает  малыша, тоже может отсутствовать.

Это «месть» обидчику, ведь реально дать ему отпор пока трудно.

  • На листе только сам ребенок без других членов семьи, при этом настроении картинки радостное

Вероятнее всего, он уже стал «жертвой» гипертрофированной любви, он очень эгоцентричен, привык командовать и получать все по первому требованию. Если изображен в одиночестве, но настроение рисунка мрачное, значит, ребенок чувствует себя брошенным, ненужным.

  • Если малыш вообще исключил себя из рисунка

Вероятно, отношения между близкими настолько сложные, что он не видит иного выхода, как «исчезнуть» из семьи. 

  • Кто-то из родственников изображен в виде животного, птицы.

Это свидетельствует о попытке обесценить этого человека и проявить по отношению к нему агрессию.

  • Вместо людей есть лишь «объект», внутри которого все собрались (дом, машина)

Это можно расценить и как протест, нежелание выполнять задание, и как неумение рисовать людей и страх показать свою «ущербность». И даже как отсутствие сформированного представления о понятии семьи в целом. В любом случае это сигнал о том, что ребенок страдает от искаженной самооценки и страха быть отвергнутым.

Цвет

Использование цветных карандашей не только позитивно, но и информативно. 

  • Выбор ярких, насыщенных тонов — показатель оптимистичного настроя ребенка: он прекрасно себя чувствует среди близких. 
  • Чрезмерное использование серого и черного цветов может говорить о наличии страхов и дискомфорта, дисгармонии в семье. 
  • Обилие красного цвета свидетельствует о напряженности, агрессивном настрое либо по отношению к одному из родственником, либо по отношению к самому ребенку.
  • Схожие цвета при изображении себя и другого члена семьи говорят об особой симпатии: ребенок ассоциирует себя именно с этим родственником. 

Манера рисования

Сильная штриховка и постоянно меняющийся нажим — индикатор эмоциональной неустойчивости и дисгармонии в семейных отношениях. 

  • Слабый нажим карандаша — признак низкой самооценки, пассивности ребенка. Похоже, он устал, находится в стрессе. 
  • Сильный нажим указывает на высокую самооценку, в то же время говорит и об импульсивности и напряженности малыша. А вот излишне сильный нажим (такой, что даже бумага порвалась) — признак агрессивности и гиперактивности. 

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен