С какого возраста начинать беспокоиться?
Чтобы родителям лучше разбираться в вопросах речевого развития, можно ориентироваться на основные нормативы:
- Доречевой период длится с рождения до года. Первый крик, появление спонтанных вокализаций, гуление, лепет подготавливают ребенка к словесной речи.
- К году ребенок понимает значения многих слов. Активный словарь состоит из 10-15 слов.
- В два года малыш разговаривает короткими предложениями, выполняет простые поручения, узнает предметы на картинках. Словарный запас содержит от 300 слов и более.
- К трем годам ребенок использует все части речи, изобретает новые слова, разговаривает развернутыми предложениями.
- К четырем-пяти годам активный словарь состоит из 2000-3000 слов. Дошкольник произносит правильно шипящие и свистящие звуки, употребляет обобщения.
- В возрасте 5-7 лет ребенок использует устойчивые словосочетания, пытается объяснить значения слов. Речь полностью сформирована.
Эти нормы — среднестатистические и не считаются обязательными для всех детей, так как каждый ребенок индивидуален. Но существуют и значительные отклонения, которые требуют внимания:
- отсутствие или низкая активность вокализаций, гуления, лепета;
- годовалый малыш не реагирует на обращение, источник звука, привлекает внимание плачем;
- нет реакций на простые просьбы («дай ложку», «открой рот») в 1,5-2 года;
- непонятное, даже для родителей, произношение, простые (не более 2-3 слов) предложения в возрасте 3 лет;
- скудный активный словарь, трудности в произношении шипящих и свистящих звуков в 5-7 лет.
Если возникают сомнения, помогут консультации специалистов.
Причины задержки речи у детей
К задержке речевого развития приводят:
- осложнения во время беременности и родов;
- наследственность;
- тяжелые поражения ЦНС;
- нарушение строения и функций артикуляционного аппарата;
- физические и психические увечья, перенесенные в раннем детстве;
- поражение органов слуха;
- неблагоприятная социальная обстановка;
- педагогическая запущенность.
Педиатр — первый врач, который определит речевое нарушение в раннем детстве, выпишет направление на обследование. Помощь специалистов по профилю зависит от результатов диагностики.
Кто и как диагностирует проблему?
Тебе поможет комплексная диагностика:
- детский невролог назначает ЭЭГ, МРТ, УЗИ и др. процедуры на возможные отклонения в развитии центральной нервной системы;
- отоларинголог обследует на нарушения работы звукопроизводящего аппарата и голосовых связок;
- нейропсихолог и нейродефектолог проводят комплексное нейропсихологическое обследование на основе анализа медицинских документов с целью дальнейшей коррекции.
Если появлению ребенка на свет предшествовали тяжелые роды, консультация и помощь остеопата будет не лишней. Травмы и деформации трудно заметить невооруженным глазом. Опытный остеопат при помощи специальных техник снизит напряжение оболочек мозга, активизирует слабо функционирующие зоны, ответственные за речь, устранит зажимы в мышцах.
Что с этим делать?
По результатам обследований проводят медикаментозную или альтернативную терапию, логопедический массаж, коррекцию нарушений у дефектолога.
Что будет, если с этим ничего не делать?
Задержка речевого развития и задержка психо-речевого развития — не одно и то же. В первом случае ребенок все понимает и реагирует на просьбы, но не говорит или говорит плохо. Во втором случае, кроме речевого нарушения, наблюдают отставание в интеллектуальном развитии. До 4 лет диагноз ЗПР ставят только при наличии серьезных болезней. После 5 лет чаще всего ставят ЗПР.
-
Не пропустите
Пятилетние дети познают мир через активное общение с взрослыми, поэтому коммуникативные навыки очень важны.
Если не обращать внимание на проблемы речи, это повлечет задержку и отставание от сверстников во всех когнитивных процессах, что скажется на дальнейшем обучении и развитии.