Источник здесь и далее: Pexels

12 месяцев

Всех мам малышей, которых ждет первый день рождения, волнует вопрос: «что должен уметь ребенок в год?». В этот период у него появляются первые зачатки сюжетно-ролевой игры. До года игрушки малыша манипулятивные: такие, которые можно трогать, грызть, трясти.

Но ближе к 12-14 месяцам, мамы вдруг видят, как сын катает самосвал и приговаривает «бр-р-р». Ребенок начинает «оживлять» игрушки, то есть представлять, что самосвал настоящий и гудит, как машины на улице. Девочки качают кукол и мишек, кормят их кашей, укладывают спать. Для карапуза это первые попытки переработать информацию и эмоции, приходящие из окружающего мира 

Что уже умеет ребенок в 1 год? Лепечет «ма-ма-ма-ма», «ба-ба-ба-ба», «па-па-па-па» или даже говорит первые слова. Не нужны специальные карточки или книги, чтобы пополнять пассивный и активный словарь ребенка. Плоская картинка с мячиком дает меньше сенсорного опыта, чем настоящий мячик. Называй и ощупывай вместе с малышом игрушки, кастрюли и шумовки на кухне, одуванчики на летней прогулке. 

С замиранием он будет слушать новые звуки и сам пытаться их извлекать. Помни, что ребенок не хочет тебя «довести», когда стучит машинкой по столу или книжкой по новенькому ксилофону. Это нужно, чтобы научиться творить собственные звуки, то есть говорить.

А что же что должен уметь делать ребенок в год? Если ребенок еще не ходит, то, как правило, он искусно ползает. И это хорошо, не торопи малыша: ползание развивает межполушарные связи и полезно для физического развития. 

Ребенок сам развивает чувство баланса и равновесия (а как еще научишься ходить, бегать, прыгать!). Для этого он выполняет «странные» по мнению родителей упражнения: стремится наступить на кубик или мишку, бегает по комнате, усыпанной игрушками, то и дело спотыкаясь. Будь рядом, чтобы помочь, если он плюхнется на попу и расплачется, но не запрещай это делать. 

Что еще умеет ребенок в год и месяц? Учится кидать и ловить предметы. Это может быть не только мячик! Резиновая лягушка «летит» совсем не так, как плюшевый зайка. Дети сами экспериментируют и бросают разные предметы. Следи за безопасностью и разреши малышу получить этот сенсорный опыт.

16 месяцев

К этому возрасту в арсенале современного ребенка есть пирамидки, сортеры, крупные мозаики, кубики, конструктор. Карапуз активно учится или уже умеет: 

  • нанизывать колечки на стержень пирамидки (в разном порядке и даже не стремится их как-то отсортировать), 
  • просовывать предметы в дырочку (для этой цели не нужно много сортеров: сгодится коробка, в которой вырезали отверстия разной величины),
  • находить игрушку, которую вы спрятали под полотенце или в коробку,
  • разворачивать фрукты или овощи из фольги, которые вы предварительно завернули (следи, чтобы ребенок не пробовал фольгу на вкус — пусть грызет яблоко и морковь, которые нашел),
  • разрушать башню из кубиков, которую ты построила (это не значит, что у ребенка характер хулигана — чтобы научиться строить, надо понять «физику и механику» этого процесса, как раз это и происходит, когда малыш наблюдает, как рассыпается башенка). 

Это время активного исследования мира вокруг. Не души интерес формальными правилами и обучением. Ребенок научится собирать пирамидку «правильно», выкладывать узоры по образцу, строить из конструктора по инструкции, но через пару лет. Сейчас пусть удовлетворит потребность в свободной игре и экспериментировании. 

Ребенок активно использует жесты и старается общаться с помощью них со взрослыми: 

  • машет ручкой, чтобы показать нежелание контактировать (дедушка пришел в гости и хочет взять малыша на ручки, а он вместо этого вцепился в маму и машет дедушке «пока-пока», хотя тот только вошел в квартиру), 
  • тянет руку по направлению к понравившемуся предмету и стремится схватить (это жест «Дай!» или даже «Хочу!» —иногда он подкрепляется характерным криком),
  • звук «Э-э-ы» с вопросительной интонацией и указание на предмет — ребенок хочет, чтобы мама назвала предмет и рассказала о нем — малыш берет в руки ложку поднимает вверх и говорит «э-э-ы» вопрошающе смотрит на родителя и ждет знакомого рассказа: «Это ложка, чтобы кушать кашку!»),
  • примеряет высоту предмета своим ростом (малыш подходит к стулу и ложится на него животом, если получается, значит это высота, которую можно покорить, дальше ребенок пытается вскарабкаться на этот стул, кресло или диван, если предмет немного выше, чем половина роста, то ребенок проявляет чудеса изобретательности — подставляет коробку или игрушечный самосвал, чтобы забраться),
  • приседает и не теряет равновесие (конечно, ребенок пока не может долго сидеть на корточках, поэтому не злись и не ругайся, если в песочнице малыш то и дело садится на грязный песок). 

18 месяцев

Малыш продолжает учиться играть с сюжетными игрушками. Что умеет ребенок в полтора года? В этот период он осваивает новые приемы: использование предметов заместителей и «невидимый предмет». Ты увидишь, как дочка кормит куклу «невидимой кашей», а перед этим помешивает ее не ложечкой из кукольного набора, а палочкой из конструктора. 

Не стремись купить ребенку много реалистичных игрушек: лучше на ходу придумывать, что коробка — это гараж для автомобиля, кусок ткани — озеро для лягушки, а шнурок — червячок или гусеница. 

Карапуз любит лепить из соленого теста колбаски, лепешки, шарики. Не жди, что он сам сделает цветочек, и ты подаришь его папе на день рождения. Карапуз с удовольствием помнет и порвет тесто, а потом убежит играть с кошкой. Доделывать придется тебе. Дети получают удовольствие от процесса, но пока не стремятся к результату. 

Малышу понравится пересыпать крупу из стакана в стакан. Пока это получается неаккуратно. Поэтому пусть ребенок делает это на гладком полу, чтобы ты могла быстро смести остатки. 

Дети с наслаждением рвут и комкают бумагу. Отличная тренировка для пальчиков! Только позаботься, чтобы это были не книжки и не документы. 

Ребенок учится рассматривать книги и самостоятельно перелистывать страницы. Чем толще листы, тем быстрее ребенок научится листать. Запасись терпением: малыш влюбляется в одну книжку и пересказывать «колобка» придется по десять раз за день. 

В этом возрасте дети чувствительны к моторным активностям. Они сами изобретают для себя упражнения. Ты идешь по улице и вместо того, чтобы пройти по дорожке ребенок стремится пролезть между двумя сросшимися деревьями. Это не глупость или очередная шалость! Малыш пытается лучше почувствовать свое тело, понять его границы. И такое «пролезание» дает необходимый сенсорный опыт

То же происходит, если ребенок пытается перешагивать красные плиточки на тротуаре, пинать камешки на дороге, перелезает через невысокий заборчик, хотя рядом есть калиточка. Следи за безопасностью, но не ограничивай физическую активность шаблонами о «хорошем» и «плохом». 

24 месяца

В этом возрасте малыш умеет самостоятельно играть десять-пятнадцать минут, пока ты готовишь обед или гладишь платье на прогулку.

Дети продолжают сюжет игры, который ты начала вместе с ними. Сначала малыш с мамой рассаживает фигурки за игрушечный столик. Потом ты чистишь картошку для супа, а ребенок продолжает «накрывать стол» для котенка и собачки: раскладывает кубики-чашечки и пластилиновые пирожки. Лучше, если ты будешь в той же комнате и постараешься комментировать игру ребенка: «Какие вкусные пирожки! Котенок просит еще. Положи ему на тарелочку!».

Еще малыш стремится сложить картинку из двух-трех частей. Кубики не подойдут: на них надо сначала найти нужную грань, а потом правильно присоединить. Лучше использовать плоские крупные картинки. 

Различает цвета и приносит по просьбе родителя красное колечко или зеленую машинку. Если ты используешь в речи слова «правый» и «левый», то ребенок к этому возрасту понимает просьбы: «Дай правую ручку», «наступи левой ножкой». 

Ребенок специально идет в гору или радостно сбегает вниз. Он тренирует навык ходьбы по наклонной поверхности. Детская горка для катания не подойдет. Лучше найти гимнастические бревна, где с одной стороны есть уклонная часть. На новых уличных комплексах есть разные уровни и переходы между ними: ребенок сам ходит туда-сюда по 10-15 минут и тренирует этот навык. 

Прыжки на диване или кровати. Бабушка будет против. Но научиться прыгать на пружинящих поверхностях легче, чем на полу. И дети сами это замечают, когда во время борьбы с папой, шутливо валятся на диван и ощущают вибрацию. От пола малыш прыгает, держась за твои руки. 

Стоять на одной ножке или перепрыгивать еще сложно: дети учатся этому на третьем или даже четвертом году жизни. 

Если твой ребенок чего-то не умеет, не надо беспокоиться. Тревога мамы действует как стресс на малыша и замедляет развитие. Показывай, предлагай, помогай, но не стремись поскорее научить и повесить себе на грудь очередную «педагогическую медальку». Кроха всему научится, если ты чутко поддерживаешь его и следуешь за его интересами.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен