Зачем ребенку нужна музыкальная школа, если он не планирует становиться музыкантом и особых способностей к нотной грамоте не проявляет? Ответ прост — не секрет, что музыка полезна для здоровья, развития мозга и общей успешности человека в любом виде деятельности.
Об этих и других причинах, почему любого ребенка стоит отдать на занятия вокалом или игре на инструментах, рассказывает основатель первой онлайн-школы музыки Edroom Александр Казаков.
Причина 1. Развитие мозга
Доказано, что музыка создает в головном мозге новые нейронные связи, отвечающие за скорость реакции, восприятия и усвоения информации. Поэтому, чем раньше дети начинают музицировать, тем лучше развиваются и успешнее учатся в школе.
Причина 2. Эмоциональный интеллект
Музыка учит сопереживать, распознавать эмоции, свои и окружающих. Настроение той или иной композиции может меняться в диапазоне от грусти до бурной радости. Поэтому, исполняя что-либо на музыкальном инструменте, ребенок учится выражать эмоции с помощью темпа, громкости и ритма. Прослушивание музыки учит понимать, что хотел выразить композитор. Благодаря этому эмоциональный интеллект ребенка становится более развитым и зрелым.
Причина 3. Координация и логика
Одновременные движения руками и ногой при игре на фортепиано задействуют оба полушария головного мозга. А это способствует развитию координации, логических и творческих способностей. Давно известно, что правая сторона тела связана с левым полушарием, отвечающим за логику, а левая сторона тела — с правым, отвечающим за творчество. Игра на музыкальном инструменте — отличная тренировка сразу обоих полушарий мозга, которая способствует разностороннему развитию ребенка и может положительно сказываться даже на технике чтения.
Причина 4. Уверенный голос и здоровье
Уроки пения увеличивают объем легких и их кровоснабжение. Они делают речь более связной, а голос — уверенным. Занятия вокалом предполагают обучение еще и правильному дыханию, что позволяет улучшить кровоснабжение не только легких, но и мозга. Иногда доктора рекомендуют пение как профилактику легочных заболеваний. Замечено, что у «поющих» детей голос становится более уверенным, «поставленным», это тоже связано с улучшением дыхательной функции.
Причина 5. Работа в команде
Совместные занятия музыкой учат работать в команде, если речь идет про ансамбль или хор. Здесь важно одновременно начать исполнение, подстраиваться друг к другу по темпу и громкости. В каждом произведении есть ведущая партия, и это тоже приходится учитывать. Таким образом, дети учатся слышать и понимать не только себя, но и других — это возможность научиться слаженной работе.
Причина 6. Развитие творческих способностей
Он начинает понимать, что в мире есть не только готовые схемы, но и пространство для фантазии, учится смотреть на мир через разные призмы восприятия.
Причина 7. Сила воли и дисциплина
Занятия требуют определенных усилий: чтобы научиться играть даже легкую мелодию, потребуется выучить последовательность нот, аккордов, выучить партию левой руки, затем правой (если это, например, фортепиано), соединить партии обеих рук, поработать над ритмичностью. Затем выучить все произведение. Это требует непрерывных занятий по расписанию даже тогда, когда «лень». Со временем дисциплинированность станет нормой и будет проявляться во всем.
Причина 8. Развитие математических способностей
Это связано с тем, что ребенок запоминает нотный текст, точно считает и исполняет ритм, пространственно мыслит, чтобы попасть на определенные клавиши или струны. Не самое легкое дело, но очень хорошая тренировка. А развитие логического мышления — приятный бонус от занятий музыкой.
Причина 9. Концентрация
Чтение с нотного листа музыкальной композиции требует одновременно умения следить глазами за нотами, исполнять мелодию руками в определенном темпе и добавлять интонацию. На первых порах это может показаться сложным, но чем дольше ребенок будет заниматься, тем лучше у него будет получаться. Со временем юный музыкант начнет гораздо эффективнее справляться со многими житейскими делами, не только музыкальными.
Причина 10. Легче учит иностранные языки
Ученые заметили, что дети-музыканты отлично усваивают не только родной, но и иностранные языки. Это связано с тем, что игра на музыкальном инструменте задействует те же отделы мозга, что отвечают за речь. Когда дело доходит до изучения языка, мозг оказывается более подготовленным и натренированным.
Детям нужна музыка. И не только для того, чтобы выступать на сцене и записывать треки. Она нужна для улучшения качества жизни, эффективности обучения, для успешности в начинаниях и чувства удовлетворения от того, что все получается.