Источник: здесь и далее ShutterStock/Fotodom.ru

Как создать безопасное пространство для учебы
Игре — время, а учебе — полчаса
Развитие интереса: современные методы
Как мотивировать подростка
Как подобрать подходящего учителя
Интересный лайфхак

Как заинтересовать ребенка учебой? — Создать безопасное пространство

Взрослых и детей останавливают собственные неудачи, а окрыляют успехи. В советских и постсоветских школах зачастую тревожность, вина, стыд были буквально заложены в процесс обучения. Человек, который патологически боится ошибиться, получить плохую оценку — изначально демотивирован.

Как работать с этим страхом? Прежде всего, хвалить. Причем, за самый маленький шажок в направлении к цели. Учись видеть прогресс там, где он пока еще не вполне заметен. 

Ставь краткосрочные цели. Выучить песенку на английском языке или новые движения в танце.  Вера в себя — важнейший элемент мотивации.

Сравнивать себя не с другими, а с самим собой — еще одно «правило безопасности» для юного ученика. Похвали, если сегодня он допустил меньше ошибок, чем на прошлой неделе или пополнил свой словарик новыми словами. Особенно важна такая похвала («дозаправка» положительными эмоциями) для младшешкольников, для детей постарше она тоже работает.

Так называемый метод «маленьких шагов» работает очень хорошо. Если учитель видит, что какая-то тема ученику не по зубам, он разбивает ее на части и хвалит поэтапно за выполнение. Например, если сложно выучить английскую песенку наизусть, можно начать с первого куплета и так далее. При этом важно правильно хвалить малыша. Конструкция: «Ты умный!» сегодня признается многими психологами и методистами несостоятельной. «Умники и умницы» растут с «комплексом отличника» и страшно боятся ошибаться. Похвала после урока должна быть направлена не на личность, а на действия, которые выполняет ребенок: «Ты так усердно занимаешься!» или «Ты сегодня постарался!».

Игре — время, а учебе — полчаса

Ученик усваивает новые знания только тогда, когда информация поступает постепенно. Долгие уроки, особенно когда речь идет не о школьной программе, а о дополнительных занятиях — не эффективны. Дети начинают терять концентрацию и отвлекаться. А мотивация испаряется с каждой минутой сверх «положенного» времени.

Сколько времени «положено»? Чтобы ответить на этот вопрос проводились исследования. Так, Марти Лобделл, профессор психологии из Лос-Анджелеса и основатель методики Study Less, Study Smart, считает, что у каждого свой порог внимания в зависимости от темперамента. И все же есть некоторые средние цифры, на которые можно ориентироваться. Средняя норма концентрации внимания у детей младшего школьного возраста: 25-30 минут. А дальше малыш перестает продуктивно воспринимать информацию. И заставлять его сосредоточиться —  бесполезно. На эти же цифры можно ориентироваться, отправляя чадо делать домашнее задание. Не забывайте устраивать перерывы!


Развитие интереса к учебе — современные методы

В школе для объяснения материала обычно используют стандартные схемы подачи материала. Но все ученики разные, и для усвоения знаний всем нужны разные подходы. Так, современные малыши буквально рождаются с планшетом в люльке. Появилось даже такое понятие как Digital natives или «Цифровое поколение». У детей сегодня темпы усвоения информации, благодаря всеобщей диджитализации, во много раз выше, чем у взрослых. И это можно использовать во благо.

У современных онлайн-школ большие возможности для геймификации учебного процесса. А ведь это получение знаний в максимально привычной, игровой форме. Так называемая «мотивация процессом» — самая сильная. Маленькие ученики живут игрой. Эффект от нее сродни овсянке на завтрак: укрепляет нервную систему и развивает мозговую активность. Поэтому один из лучших способов мотивации — игра.


«Зачем мне это нужно?»

Как мотивировать к учебе ребенка постарше? Тут действуют советы психологов, основанные на «достижении личных целей». У тинейджеров уже есть сформировавшиеся интересы, за которые можно зацепиться, предлагая позаниматься чем-либо. Фанату комиксов про супергероев может стать интересно учить английский, чтобы читать любимые сборники в оригинале. А юному фанату «Звездных войн» захочется посмотреть (и понять!) сагу без перевода. Тут, кстати, имеет смысл подобрать ему учителя — носителя языка. Он, несомненно, будет более компетентен, имея «правильный культурный код». 

Кстати, с «подрощенным контингентом» работает метод «мотивационной визуализации». Есть опыт в составлении мудбордов? Помоги своему тинейджеру сделать подобный, и дело закипит!

При таком подходе важно не допустить «перегорания». Когда подросток увлечен новым делом, всегда есть соблазн учиться запоем. Однако психологи советуют «разбивать» любую работу на части и «поглощать» информацию небольшими порциями. Именно такой подход защищает от возможного перегорания.

​​​​​​​

Кстати, ты же знаешь, чем отличается манипуляция от мотивации? В первом случае, то, чем занимается подросток, нужно тебе, а во втором — ему самому. Чтобы правильно мотивировать, надо сначала определить — не твои ли это амбиции? Возможно, именно ты в юности мечтала стать звездой рок-группы и теперь «стимулируешь процесс» у своего чада. Подростки моментально вычисляют манипуляции, попытки их искусственно заинтересовать и воспринимают их «в штыки». Совершив подобную ошибку, ты надолго отобьешь интерес к занятиям.

Как заинтересовать ребенка учебой? Подобрать ему подходящего учителя

Возможность выбирать учителей хотя бы в области дополнительного образования — великое благо для современных родителей. Нужно ли объяснять, что от «харизмы» преподавателя зависит весомый процент успеха всего учебного процесса. Современный учитель неоднократно задает себе вопрос: «как мотивировать ребенка учиться?». И ищет ответы на него, корректируя учебный план, подстраивая его под нужды и темперамент ученика.

Интересный лайфхак!

Особенно хорошо работает с дошкольниками и учениками младших классов, все еще практикующими «тихий час». Исследователи пришли к выводу, что сон после занятий помогает закрепить выученное. Погружение в царство Морфея способствует образованию нейронных связей в мозге и помогает закрепить новую информацию. А, значит, дневной урок накануне сончаса может лучше отложиться в голове.

В вечерние часы это правило не работает: малыш устал за день, хочет спать, капризничает — находится «не в ресурсе».

Мир меняется стремительно. В условиях «новой реальности» мотивация к учебе обретает новые грани. А дальше будет только интереснее!

Вас может заинтересовать
Новости партнеров