Источник здесь и далее: pixabay.com

Как происходит подмена понятий

Мотивация — это стремление, идущее изнутри. Это то, чего хочу я. А то, что большинство родителей считает способом мотивировать ребенка, выражается в слове «надо». Старшие заставляют, убеждают, взывают к совести, рисуя мрачные перспективы. Но это не рождает истинной мотивации.

Когда педагоги и родители говорят об интересной подаче материала и увлекательном и комфортном процессе учебы, то это тоже не про саму мотивацию, а о способах ее поддержки. Все это создает условия, чтобы мотивация не исчезла. Но она должна вообще быть и идти изнутри. Чем больше мы пытаемся мотивировать снаружи, заставляя и убеждая, тем меньше у нас шансов, что «вырастет» что-то изнутри. 

Когда взрослые пытаются ребенка замотивировать (а делается это часто посредством угроз, обвинений и навязывания тревоги), мотивацией это можно назвать с большой натяжкой. В итоге происходит сдвиг мотива на цель. Ребенок начинает учиться не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы от него отвязались. Это случается в любых школах и семьях, даже в самых лучших. Когда ребенка о чем-то спрашивают, он не думает о смысле вопроса, он начинает судорожно пытаться понять, какой ответ устроит задающего этот вопрос. 

Мотивация — это внутренний процесс. Чем больше кто-то озабочен нашей мотивацией, тем меньше вероятность того, что она появится. Но ребенок ничего не хочет не просто так. Это пассивная агрессия, способ сказать: «Отстаньте от меня, перестаньте распоряжаться мной и относиться ко мне как к инвестиционному проекту, который вам что-то должен». Дети редко решаются сообщить об этом словами. Поэтому они выражают это своим поведением. Часто дети, например, уходят в болезнь или в депрессию. У них нет никакого шанса хоть чего-то захотеть, потому что за них уже все распланировано на годы вперед. Все уже продумано: что ребенку интересно, что ему нужно, где он будет учиться. У него нет шанса вклиниться куда-то со своими желаниями. Если его желания с этим планом не совпадают, он слышит следующее: «Почему тебя ничего не интересует?» или «Ты занимаешься какой-то ерундой!».

Желание познавать мир — естественно 

В зарождении мотивации к познанию большую роль играет окружающая среда. Детям нужно расти в таких условиях, чтобы им было, во что играть, чем увлекаться и чему удивляться, откуда брать впечатления. Для всего этого достаточно иметь свободный доступ к обычной окружающей среде. Родители все чаще пытаются составить определенный план, построить жизнь ребенка так, чтобы он только учился и занимался в соответствии со стандартными правилами. Так, например, если 30 детей в группе рисуют цветок по образцу, не понимая даже, зачем они это делают, то такие действия можно назвать бесполезно проведенным временем. Намного эффективнее для ребенка будет потратить эти же полчаса, копая землю и наблюдая за жуками, занимаясь тем, в чем в данный конкретный момент есть потребность. 

Традиционная система обучения такова, что дети получают ответы на вопросы, которые не задают. Им не нужны все эти темы, разговоров на которые они не просили. Такой подход формирует в них неприязнь и даже ненависть к предмету. И совсем другая картина наблюдается при естественном познании — малыш наблюдает за тем, что вызывает у него интерес, думает, приходит к выводам. И если разъяснить ему то, что он видит, доступными словами, это будет намного эффективнее, чем заставлять его что-то выучить.

Психолог Людмила Петрановская считает, что для того, чтобы дети хорошо занимались, они не должны бояться, в том числе — ошибок. Но все вокруг них построено на внимании к промахам, недочетам, ошибкам. В школе ребенку только и говорят о том, что он делает не так. Не успевает, путает, не понимает. Это приводит к сильным переживаниям, стрессу. Дома тоже поучают и выражают недовольство. И если некоторые дети легко это переносят, то для других бесконечное указывание на ошибки — это очень жесткие обстоятельства. Ребенок, когда-то так мечтавший о школе, уже в первом классе спрашивает: «Это что, на 10 лет?!». 

Родителям важно показать детям, что они любят их просто так, а не за то, что он что-то выполняют. Кроме того, важен личный пример. Когда вы сами в последний раз читали книгу? Если родители все время только занимаются своим мобильным телефоном, какие претензии у них могут быть к детям? Взрослые должны сами постоянно чему-то учиться, чем-то интересоваться, беседовать о том, что происходит в мире и науке. Тогда ребенок будет заражаться этим интересом, проявлять ко всему любопытство. 

6 способов развить интерес к учебе

Лучшее, что мы можем сделать для развития мотивации у детей младшего школьного возраста — быть рядом и интересоваться вместе с ним. Но быть рядом не означает неустанный контроль, не нужно выполнять функцию надзирателя (это утомительно, правда?). Воспользуйся простыми методами, которые помогут вам настроиться на нужный лад, поддержат самооценку ребенка и создадут благоприятную семейную атмосферу.

1. «Метод зеленой ручки»

В школе для исправления ошибок пользуются красной ручкой: ей отмечают ошибки, помарки, исправления. Из-за этого все внимание ребенка сосредотачивается только на том, что у него не получается. Таким образом успехи будто обесцениваются, а ошибки возводятся в наивысшую степень, и это убивает мотивацию к учебе. 

Родителям стоит больше обращать внимания на то, что у детей хорошо получается. Проверяя прописи, черновик с домашним заданием, обязательно пользуйся зеленым цветом — выделяй правильные ответы, красиво написанные буквы и цифры. Но «метод зеленой ручки» заключается не столько в использовании пасты определенного цвета, сколько в фокусировании внимания на хорошем поведении. Так, если ребенок самостоятельно сел выполнять уроки, похвали его за сознательность и самостоятельность, «подчеркни зеленой ручкой».

2. «Я-сообщения»

Когда ты хочешь выразить неодобрение, недовольство, не начинай с обвинений, используй послания: «Я чувствую раздражение, потому что…», «Я расстроена таким твоим поведением». 

Я-сообщения используются для того, чтобы человек услышал и понял, что другой хочет до него донести. Применяя такие фразы, мы избавляемся от обвинительного тона, вызывающего протест и неприязнь ребенка. Нам становится намного проще выстроить конструктивный диалог. Ребенок будет ощущать комфорт и спокойствие, а это позволит ему не потерять интерес к тому, чем он занимается. 

3. «Соревнования предметов»

Вместе ведите рейтинг школьных предметов. Представить его можно в виде таблицы или рисунка. Также можно использовать игрушки, которые нравятся ребенку больше всего. Например, мяч — это математика, а машинка — литература. За хорошие отметки и правильно сделанные задания соответствующий предмет получает баллы. При этом, конечно, лучше не сосредотачивать все внимание именно на оценках. Лучше интересоваться тем, какую полезную информацию сегодня узнал ребенок относительно этого предмета, что в нем вызвало особенный интерес. 

4. «Дерево достижений»

На листе бумаги нарисуйте вместе с ребенком большое дерево. Ежедневно прикрепляйте к этому дереву листочки, на которых будут записаны или нарисованы достижения ребенка. Никакой критики — только положительное. Также, когда ты заметишь, что у ребенка что-то хорошо получилось, прикрепляй листочки к дереву самостоятельно. Это поможет ему любить себя, не оглядываясь на мнение окружающих. Он будет отлично понимать, что он может, на что он способен. Уделять этому упражнению можно всего 5-10 минут в день, но пользу это принесет на долгие годы вперед.

5. «Все виды контента»

В школе для объяснения материала обычно используются стандартные схемы подачи материала. Но все дети разные, и для усвоения знаний всем нужны разные подходы. Так, предложи ребенку, например, пересказать прочитанный материал пятью разными способами. Пусть он нарисует это или разыграет сценку с помощью игрушек. Решать задачи и примеры можно с использованием конфет, фруктов, деталей конструктора. Если ребенок не понял объяснения учителя, поищи в интернете интерактивные уроки и предложи ребенку изучить материал вместе по этим записям.

6. «Перезагрузка»

Когда ребенок выполняет какие-то задания, всегда устраивай ему интересный перерыв после успешного выполнения или в момент, когда замечаешь, что ему трудно сосредоточиться. Так, чтобы снять усталость, можно весело потанцевать в течение 10 минут. Найди удобное время и пусть ребенок выберет свою любимую мелодию. Просто повеселитесь все вместе, забыв о делах на несколько минут. Это не только снимет усталость, но и поднимет ребенку настроение, даст ему возможность почувствовать себя комфортно и уверенно. 

4 способа поддержать мотивацию

Заинтересовать ребенка учебой бывает непросто, а вот убить этот интерес, напротив, ничего не стоит. Критика, обесценивание, запугивание — все это день за днем разрушает мотивацию. Если вам, родителям, удалось настроить ребенка на нужный лад, старайтесь удерживать этот здоровый и естественный интерес, поддерживайте и взращивайте его дальше.

  1. Проявляй сочувствие, когда ребенок находится в состоянии стресса. На детях нагрузки больше, чем на учителях. Например, учитель русского языка не выполнит самостоятельные работы по химии, физике и географии. А старшеклассник все это осилит. Говорить о школьниках младшего возраста не приходится — им тоже трудно, и отчасти потому, что у них не остается времени на то, чтобы играть и общаться со сверстниками. А для детей это очень важно!
  2. Не зацикливайся на оценках. Наша система такова, что оценки часто вообще ни о чем не говорят. «4» может указывать как на то, что ребенок знает все, так и на то, что он вообще ничего не понимает.
  3. Уделяй внимание успехам. Родителей всегда просят прийти в школу, чтобы рассказать им про плохую успеваемость или неадекватное поведение ребенка. Но поговорить можно также и про достижения детей, про то, что они сделали сегодня хорошего, что у них получилось. Интересуйся у педагогов, как ребенок справляется, как он слушает учителя, в чем его сильные стороны. Помимо того, что ты будешь в курсе дел ребенка, ты поможешь учителю обратить внимание на своего ребенка, ведь педагог будет знать — родители могут в любой момент спросить об успеваемости и мотивации, нужно владеть информацией.
  4. Слушай. Дать указания, сделать выговор хотят все, а вот внимательно выслушать может не каждый. Взрослым обычно неинтересно, как ребенок пришел к какому-то выводу. Они объясняют ему, как надо было это понять, как надо было сделать. Это тоже важно и ценно, но все же куда важнее процесс, чем результат. Даже если в процессе были ошибки и неудачи.

И конечно, очень важно любить и принимать ребенка любым, не требуя от него соответствия своим ожиданиям и идеалам. Только в комфортных психологических условиях дети будут способны интересоваться учебой, стремиться к познанию, усвоению нового и адекватно реагировать на своих успехи и неудачи. 

Вас может заинтересовать
Новости партнеров