Источник: здесь и далее ShutterStock/Fotodom.ru

Пальчиковая гимнастика — для первых слов
Детский лепет — элемент общения
Как понять, что малыш скоро заговорит
Как научить говорить
Как учить говорить «подрощенного» ребенка
Что такое речевой вакуум и мнимая глухота
Гимнастика для языка

Тебя наверняка, прежде всего, интересует ответ на вопрос, когда ребенок начинает говорить первые слова. Хотя осознанные слова большинство говорят ближе к первому дню рождения, подготовка к овладению речью начинается с момента появления на свет.

Звуки, которые издает новорожденный — это своеобразная попытка общения с окружающим миром. Тут очень важно поддержать чадо в его начинаниях! Пестушки-потешки-прибаутки, стихи, песенки — все, что он слышит от мамы в моменты бодрствования, буквально записывается на подкорку или, как еще говорят специалисты, запечатлевается.

Малыш заражается эмоциями взрослого, учится взаимодействовать с мамой в первых простых играх. Причем, чем больше речевой информации он получает, тем быстрее он начнет ее воспроизводить. «Наслушанного» кроху после года буквально прорывает — все, что он «впитал» готово к «воспроизведению».

Активно разговаривай с младенцем на прогулке, во время смены подгузника, в ванной в процессе банных процедур или прикармливая его с ложечки. Короткие (в идеале рифмованные) фразы своей ритмичностью, мелодичностью притягивают внимание малыша, ускоряют восприятие и запоминание.

  • Мой малыш проснулся, маме улыбнулся!
  • Тепленькой водичкой мою шею, личико.
  • Кач-кач-кач-кач. Кроха милая, не плачь!
  • В теплой кроватке сладкие лапки. Малютка спит, носом сопит. И т.д.

При этом ты передаешь малышу ощущение ритма движений, слов — ласково приговаривая или напевая, выполняя движения вместе с ребенком или за него, как бы играя его ручками и ножками. 

Специалисты, изучающие вопрос, во сколько дети начинают говорить, периодически вычисляют новые факторы, влияющие на это умение. Так, недавно было озвучено мнение, что грудное вскармливание способствует раннему развитию речи. Дело в том, что сосать бутылочку значительно легче, а добывая молочко из груди, малыш затрачивает серьезные физические усилия. И в этом польза! Он активно тренирует мышцы рта и лица. 

Пальчиковая гимнастика — для первых слов

В коре головного мозга центр речи соседствует с центром тактильной чувствительности. Поэтому пальчиковая гимнастика помогает ускорить развитие речевых навыков. Общаясь с малышом, легко поглаживай каждый пальчик его руки; осторожно сгибай и разгибай. Особый акцент на большой палец — именно его «отражение» в коре головного мозга ближе всех расположено к центру речи.

У крохи еще развит врожденный хватательный рефлекс? Его тоже можно использовать для пользы дела. Клади в ладошку игрушки или предметы, которые он может ухватить всей кистью.

Детский лепет — элемент общения

Гуление и лепет в доречевом периоде — важный этап развития! Непременно поддерживай кроху в его начинаниях. Проявляй инициативу, повторяя звуки, слоги, которые ему уже даются, провоцируя его на ответ. Подобная настройка речедвигательного аппарата уже в возрасте трех месяцев играет важнейшую роль! Малыши, с которыми не тетешкаются, не общаются на доступном им уровне, и говорить начинают позже.

Как понять, что ребенок скоро заговорит

Если кроха уже активно произносит слоги, подражает звукам живой природы, животным, понимает причину и следствие, настроен на общение позитивно, то не сомневайся — он должен вот-вот заговорить.

Когда дети начинают говорить осознанно? Как правило, самые первые слова они произносят в возрасте около года, а затем стремительно наращивают словарный запас. В среднем к двум годам он состоит из 250-300 слов.

Однако бывает, что малышу уже почти два года, а он все еще не говорит. Такая ситуация, конечно же, начинает беспокоить маму с папой. Если у невролога на плановом (или внеочередном) осмотре к малышу вопросов нет, то разговорить «молчуна» предстоит родителям. 

Так как научить ребенка говорить? 

Прежде всего, используя самый привычный для крохи метод познания мира — игру.

Включай в игры те предметы и ситуации, которые ребенку знакомы: животные, птицы, растения, времена года. Внимание крохи кратковременно. Каждая игра должна длиться от 5 до 15 минут. 

  • На прогулке привлеки внимание отпрыска, покажи ему что-то, проговаривая вслух: «Кто это?» — «Птичка. Где птичка сидит?» — «На веточке». — «Как птичка клюет зернышки?» — «Ням-ням-ням». Если чадо внимательно слушает все, что ты говоришь — уже хорошо. 
  • Мини-спектакли с участием игрушек вызывают восторг у любого малыша. Куклы в руках взрослого как бы оживают: начинают двигаться, общаться. Ребенок восхищен: как повторить это волшебство? Может быть, тоже поговорить с ними…

Какими могут быть еще игровые стимулы? Да самыми разными. Любые ролевые игры-развлечения, когда  ты с крохой укладываешь куклу спать: «баю-бай»; катаешь машинку «би-би» и т.д.

Работа над звукоподражаниями — важный шаг к появлению глагольного словаря. Поэтому все эти нехитрые: «ав-ав», «га-га-га», «мяу» и прочие имитации голосов животных  имеют под собой достаточно серьезную основу.
Развивая речь у отпрыска надо помнить, что процесс строится лишь на положительных эмоциях. Не принуждай малыша говорить, используя понукания, настаивая на занятиях.  Он сам должен захотеть что-то сказать, назвать. Твоя задача: «создать ситуацию», при которой он пожелает это сделать. 

Как учить говорить «подрощенного» ребенка

Зато, когда ребенок начал говорить, его уже не остановить!  Если все идет по плану, после двух лет развитие речи происходит быстрыми темпами. К трем годам жизни малыш может использовать около тысячи слов, что позволяет ему активно изучать окружающий мир, общаться со взрослыми.

Дитя быстрее расширяет словарный запас, играя в игры: «Найди круглые предметы», «Какие слова спрятались в лесу (в реке)?» и т.д. А следующим этапом может стать игра в «наоборот». Ты и кроха по  очереди составляете пары: холодный горячий; мокрый-сухой; твердый-мягкий и т.д. Игру можно проводить, бросая друг другу мяч. Так веселее!

Мы же помним про мелкую моторику? Полезное упражнение — создание пластилиновых картин. Возьми твердую основу, например, картон, нанеси на него достаточно толстый слой пластилина (несколько миллиметров). Пусть ребенок создает картину (мозаичное панно) вдавливая в пластилин семена тыквы или подсолнечника, гречку, бусины и т.д. Зимой для развития силы рук чаще играйте в снежки. Прочь новомодные снежколепы — используем только руки!

Что такое речевой вакуум и мнимая глухота

Обстановка в семье тоже влияет на то, в каком возрасте дети начинают говорить. Если дома не редки разговоры на повышенных тонах, обстановка шумная, нервная, в какой-то мере агрессивная — это может приводить к так называемой «мнимой глухоте». Это своего рода защитная реакция. Малыш, во избежание стресса, буквально выключается из общения, а значит, и речевое развитие происходит у него с опозданием.

Речевой вакуум или дефицит общения — еще один серьезный фактор, при котором ребенок начинает говорить позже сверстников. Если общение с мамой крохе заменяет телевизор или планшет, то удивляться тут нечему. К сожалению, звуки на цифровых носителях хоть и нравятся малышам, но воспринимаются больше как «шум». Для развития речи важен человеческий, социальный  контакт с «источником звуков».

Гимнастика для языка

Кроха начинает говорить, но многие звуки ему пока не даются? Учителя-логопеды рекомендуют раннюю артикуляционную гимнастику. Например, можно делать упражнения для язычка прямо перед зеркалом. Это весело и полезно!

«Покажи, как кошечка лакает молочко?» «А еще, когда бывает жарко, звери высовывают язык и часто-часто дышат. Показать сможешь?». Малыш с радостью демонстрирует эти нехитрые упражнения и при этом тренирует речевой аппарат. 

Вы были в зоопарке? Попроси ребенка показать увиденных животных. Какой хобот у слона? Пусть кроха вытянет губы трубочкой (зубки при этом обязательно сжаты). А как тигр грозно выгибает спину? Предложи малышу изобразить и это: кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка при этом изгибается. А вот змея! Ее язычок ловко мелькает из стороны в сторону. А скольких еще животных можно изобразить с помощью губ и язычка. Надо только проявить фантазию и выдумку! Для крохи все эти упражнения выглядят как игра, а вместе с тем он готовится произносить даже самые трудные звуки!

Вас может заинтересовать