Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]

Ум на кончиках пальцев: занятия для мелкой моторики

Занятия на развитие мелкой моторики сейчас стали золотым стандартом педагогики для малышей и дошкольников.

Ум на кончиках пальцев: занятия для мелкой моторики

Почему так важно учить ребенка как можно точнее владеть пальцами рук и всем телом? Дело в том, что изначально кора головного мозга у всех млекопитающих развивалась с целью сделать движения тела более точными и скоординированными. Чем больше разнообразных движений совершает животное, тем больше у него развиты высшие отделы головного мозга.

Способность к речи (а это еще одно, хотя и очень сложное движение, способность к самоконтролю и управлению эмоциями) также связана со способностью контролировать тело. Поэтому чем лучше дети умею владеть своим телом, тем более эффективно работает их мозг во время обучения, социальных взаимодействий и в ситуации стресса.

Один из наиболее эффективных способов развивать мозг малыша — помогать ему совершенствовать точные движения пальцев и кистей рук. И как с любым другим навыком, лучше и эффективнее всего это получается в увлекательных играх с мамой!

Мудрость предков

В традиционных культурах всех стран существовали пальчиковые игры, сопровождающиеся припевами, прибаутками, считалками. Все помнят самые известные русские народные «сорока-ворона кашку варила», «мальчик-пальчик, где ты был». Мамы нежно ворковали с детками и при этом как бы невзначай развивали мелкую моторику маленьких пальчиков.

Развивающие игры для детей от 1 года с плюшевым зайкой
Малышу уже исполнился год, и настала пора подумать, как организовать развивающие занятия. Иногда мамы теряются, с чего начать? Конечно, с игр с плюшевым зайкой!

Фольклористы напоминают, что до 3−4 часов в день дети в традиционной деревенской семье зимой проводили за играми в пальчики, ладушки, веревочки и просто любые мелкие предметы. Нейропсихологи говорят, что не так уж много современных детей могут, например, одновременно кидать мячик в стенку, рассказывать считалку и следить за соблюдением правил (как в игре «Я знаю пять имен мальчиков…"), в то время, как дети, выросшие в традиционных культурах, легко справляются с подобными «мультизадачными» активностями.

Мамы могут многое!

Один из хороших способов скомпенсировать отсутствие большой разновозрастной деревенской компании, постоянно играющей друг с другом, — это играть со своим малышом каждый день в пальчики и ходить на занятия туда, где ребенок увидит, как это весело, водить хороводы и играть в ладушки вместе.

Уже с года малыши с удовольствием участвуют в коллективных играх, учатся управлять непослушными ладошками, соблюдать очередность и правила, замечать называть и контролировать свои эмоции, когда что-то не получается или, наоборот, удается.

Хлопать в ладоши нужно правильно
Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Пальчиковые игры

В первые годы жизни именно эти игры незаменимы для развития мозга. Когда детки подрастают, пальчиковые игры можно усложнять — это активизирует речевые центры мозга, развивает умение малыша подражать взрослым, вслушиваться в нашу речь и понимать ее. Во время таких игр ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень важное умение! Произвольно управлять своим вниманием ребенок научиться только к возрасту 6−7 лет и от этого во многом будут зависеть его школьные успехи.

А еще с помощью пальчиковых игр хорошо развивать фантазию и воображение. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

Идеи для занятий с малышом дома

✓ Игры с фактурами

Старайтесь давать ребенку как можно больше разнообразных предметов для ощупывания и изучения. Пусть в доступе у малыша будут кастрюльки и крышки, коробки, баночки и ящички самых разных размеров. Пусть он пробует шершавое, гладкое, твердое, мягкое, теплое и холодное. Знакомится с деревом и пластмассой, шерстью и шелком, железом и мрамором. А уж на прогулке какое раздолье: палочки, камешки, листья и каштаны, — сколько разных текстур! Самое главное, играйте со всем этим вместе.

Показывайте, называйте, просите подумать, на что похож предмет и как его можно использовать. Только не забывайте, что детей до 3 лет нельзя оставлять наедине с мелкими предметами.

✓ Игры с водой

Переливайте воду из стакана в стакан. Когда ребенок научится ловко с этим справляться, сделайте в стакане пометку фломастером или наклейкой и просите налить воду точно до этого места.

Учите малыша набирать и выжимать воду губкой.
Покрасьте воду в разные цвета с помощью гуаши или акварели (или с естественными красителями — свекольным и морковным соками, например) и покажите ребенку, как набирать воду пипеткой и переливать в другую емкость.

Какое направление занятий выбрать?

Есть масса различных методик, развивающих пальчики и мозг малыша. И на самом деле не так уж принципиально, какую вы выберете.

Для детей гораздо важнее наша вовлеченность. Выбирайте направление, которое радует ваше сердце. Любите традиционную культуру и обожаете петь? Идите в фольклорную студию. Нравится идея колеса года, ритуалов, взвешенности и умиротворения? Добро пожаловать на вальдорфские занятия. Больше по душе размеренность и порядок, четкость и аккуратность? Выбирайте методику Марии Монтессори.

Не можете определиться? Пробуйте разное! Дети тянутся за тем, что доставляет нам удовольствие, они интуитивно понимают: раз мама-папа-бабушка так увлечены, на это стоит обратить внимание, стоит стараться. Чтобы быть в этом таким же хорошим и успешным, как любимый взрослый.

✓ Лепите!

Запаситесь глиной и пластилином, подходящими по возрасту для вашего ребенка. Делайте с малышом соленое тесто и лепите из него фигурки. Привлекайте детей к помощи в приготовлении еды — особенно когда печете. Все малыши любят возиться с тестом! Глину, тесто и пластилин можно щипать, катать, давить, мять и вытягивать. Если есть возможность, заведите дома песочницу с кинетическим песком — его обожают все дети и готовы часами играть с песком, оттачивая движения кисти и пальцев.

✓ Игры с мелкими предметами

Наверняка в каждом доме есть мозаика, фасолинки и макаронинки, бусинки, различные шарики и камешки. Из них можно выкладывать узоры. Учиться брать их пальчиками, а не всей ладошкой, пытаться сортировать большие и мелкие предметы, например, выбирать фасоль из гречки.

Текст: Анна Хегай Консультант — Екатерина Шаблова, ведущий педагог Родительской Школы «Драгоценность»

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен