С чего начать

Занятия лучше всего проводить утром, после того, как малыш выспался и позавтракал. Это самое подходящее время для усвоения нового материала. Конечно же, кроха должен быть здоров, весел и настроен воспринимать все новое.
На чем базируется каждый урок?

1Начинайте урок с ритуала подготовки к занятиям. Малыши по своей природе консерваторы, им комфортнее и спокойнее, когда они точно знают, что за чем последует. Поэтому занятия надо проводить регулярно, а не от случая к случаю. Например, вашим первым традиционным ритуалом, предваряющим занятие, может стать чтение книжки, спокойная игра или что-нибудь другое. Выбирать вам.

2 Попробуйте каждый урок начинать с пальчиковой гимнастики. Она развивает мелкую моторику, таким образом, вы стимулируете речевое развитие ребенка. Вы без труда найдете потешки и пальчиковые игры, останется лишь выбрать из их множества несколько таких, которые подойдут именно вашему ребенку.

3 Само занятие должно включать упражнения, направленные на разностороннее развитие малыша: его слуха, зрения, тактильных ощущений, творческих способностей. Нельзя упустить и развитие логического мышления, изучение окружающего мира.

4В конце обязательно надо повторить пройденный материал: еще раз прочитайте потешку, задайте малышу наводящие вопросы о том, что он сегодня узнал. Занятие не должно утомлять малыша, в идеале пусть оно будет непродолжительным и закончится до того момента, когда кроха потеряет к нему интерес. Итак, берем игрушку-зайца и начинаем.

Что должен уметь малыш в 1 год: 3 важных действия

Первое занятие

Допустим, традиционным ритуалом, означающим начало занятий, вы сделали чтение книг. Раз на «уроке» речь пойдет о зайце, то можно почитать с малышом сказку, в которой присутствует этот герой: например, «Заяц-хваста» (другие варианты: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок» и т. д.). Покажите малышу игрушку, скажите, как ее зовут, дайте краткую характеристику вашему герою, чтобы кроха имел представление о предмете. Далее разучиваем с малышом пальчиковую гимнастику, тоже связанную с этой темой, например, такую:

Наши пальчики

Скачет зайка косой
(правой рукой изобразите этого скакуна: сожмите кулак, а указательный и средний пальцы выпрямите — это ушки; покачивайте рукой вверх-вниз)
Под высокою сосной.
(выпрямите и растопырьте все пальцы, изображая дерево)
Под другою сосной
(левой рукой изобразите дерево)
Скачет зайка другой.
(левой рукой изобразите зайчика)

После того, как размяли пальчики малыша, приступаем к основной части урока. Здесь все зависит от полета вашей фантазии. Мы предложим вам некоторые варианты, а вы выбирайте из них или придумайте что-то свое.

Спросите у малыша: «Что ест зайка?» Конечно, он ест капусту (можно предложить малышу нарвать «капустные листья» для зайчика — зеленые салфетки или бумагу) и морковку (ее ребенок может вылепить сам и покормить своего любимца).

Предложите крохе отыскать в лесу зайца. Для этого под белую бумагу положите вырезанного из рельефной бумаги зверька и попросите ребенка заштриховать верхний лист восковыми мелками. Можно из белой бумаги вырезать силуэт нашего героя, нарисовать ему глаза, а усы пусть ребенок дорисует сам.

Попробуйте вместе с малышом сделать тематическую аппликацию из ватных дисков или из ваты. Для этого на белом картоне нарисуйте силуэт зайца, закрасьте его клеем ПВА, а затем аккуратно приклеивайте вместе с крохой вату. Будет просто замечательно, если малыш сам станет отрывать кусочки ваты, развивая тем самым мелкую моторику, а значит и речь.

Заготовьте заранее трафарет и светло-голубую краску. Позвольте ребенку самому раскрасить трафарет, снимите его. Перед вами самый настоящий зайчишка, которого может нарисовать даже годовалый малыш!

Постройте из кубиков дом для зверюшек, проговаривая все цвета и названия строительных деталей (кубик, кирпичик, цилиндр и т. д.).

Из плотного картона сами смастерите шнуровку-зайца, проделав дыроколом отверстия. Попросите малыша привязать морковку.

Маленькую игрушку спрячьте в крупе, пластилине или тесте: пусть малыш вызволит ее из западни!

Нарисуйте зайца и сами его раскрасьте. Крохе дайте листочек и фломастеры, пусть он рисует все, что ему захочется. Вырезаем в туловище зайца окошечко, вставляем — как в фоторамку — рисунок чада, приклеиваем, а лишнее отрезаем. Отличный подарок папе!

Зарядка-разрядка

Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так он ушами шевелит.
(малыш вслед за вами ладошками показывает длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть!
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
(трем ладошки друг о друга)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать! Вот так, вот так надо зайке поскакать.
(изображаем, как скачут зайцы)

В завершение зянятия напомните крохе, что заяц:

● живет в лесу;
● ест капусту и морковку.

Чему научится ребенок после урока

✓ понятиям «большой/маленький»;
✓ разыгрывать с игрушкой сюжет (покормить, пожалеть, забинтовать лапку);
✓ расширит свои представления об окружающем мире;
✓ разовьет свой активный и пассивный словарь.

Что еще вы можете сделать?

✓ показать мультфильм с героями-зайцами;
✓ закрепить понятие «лесные/домашние животные»;
✓ сводить малыша в зоопарк и показать ему живого зайца.

Используя этот алгоритм, придумывайте новые игры. Тогда ваши дни с крохой будут проходить с пользой и удовольствием, и ни вам, ни ему не придется жаловаться на скуку и рутину.

Текст: Екатерина Рубцова, педагог
Рекомендуем