Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф»

Это естественно и нормально для маленьких детей — считать, что опасные люди (злодеи) страшные, говорят грубыми голосами, одеты в черное и как-то по-особенному себя проявляют (сверкают глазами, стучат зубами). И это даже правильно для становления детской психики на определенном этапе — зло должно быть легко узнано.

В жизни, увы, не так. Мы должны дать детям иную картинку, вне понятий красивое и некрасивое и даже вне понятий добра и зла, просто потому что доброе лицо и голос далеко не всегда равно хороший человек, а не самое симпатичное лицо не означает, что перед тобой «злодей», как часто думают дети. И желательно еще сделать это без запугиваний (то есть без рассказов про разбойников, которые бегают по улицам и кушают детей).

Мы говорим о «знакомых» и «незнакомых» и устанавливаем детям не запреты, а правила. Почему именно так и какие это правила, узнаешь ниже.

Почему не работает «нельзя»

Источник giphy.com

«Нельзя» и «не надо так делать» не работают по очень простой причине: ребенок просто не знает, как надо, и теряется. А еще бывает иногда так соблазнительно нарушить запрет.

Гораздо лучше учить детей вести себя «правильно», а не объяснять, как «неправильно». Вот, к примеру, обычная ситуация: кто-то предлагает ребенку конфету. Ребенок знает, что брать нельзя (ему строго-настрого наказали не брать у чужих людей сладости). Малыш стоит и молчит, опустил руки. Взрослый настаивает. Ребенок растерян. Что ему делать? Он не знает. И если взрослый засовывает конфету ребенку в ладошку, тот ее берет.

Или ситуация посложнее. Ребенок стоит возле дома, он ждет маму. Подходит соседка: «Ты что здесь стоишь один? Пойдем, отведу тебя домой!» Или даже: «Пойдем, у меня маму подождешь!» Малыш размышляет: «Вроде как мама учила не уходить с незнакомыми, но соседка же знакомая, ее зовут баба Нина, и мама с ней здоровается и иногда разговаривает. Значит, можно?»

Из этих примеров ясно, что стоит знать и уметь ребенку, чтобы непростая для него ситуация не стала опасной.

Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
Яндекс Дзен
Телеграм
ВКонтакте
​​​​​​​
YouTube
​​​​​​​

Как объяснить ребенку, кто такие незнакомые люди

Незнакомые — это все, кого мы не можем назвать знакомыми. Знакомые — это те, кого мы знаем лично и достаточно близко долгое время, с кем постоянно общаемся в реальной жизни (не в интернете) не менее 3-4 месяцев.

Причем это личное общение, то есть мы проводим с ними время и знаем о них не только имя, но и где живут, что любят, чем интересуются, даже чем болеют и так далее. Все остальные — незнакомые и малознакомые люди.

Незнакомые — это прохожие, люди в магазинах и в транспорте, родители детей на детских площадках, курьеры и почтальоны. К незнакомым мы условно относим также малознакомых людей — соседей, с которым здороваемся, консьержек в подъезде, охранников в школе и в детском саду и даже врачей и учителей, если мы не на приеме у врача и не в школе в данный момент. А еще это друзья в интернете, да-да. Для простоты ребенку можно назвать всех этих людей словом «чужие».

Все ли незнакомцы опасны

Источник giphy.com

Нет, конечно. Большая часть людей вполне порядочные и не представляют никакой опасности. Но, к сожалению, не все. На лицах у людей даже в сказках не всегда написано, какие они (вспомни коварную старушку из цветочного сада, которая задержала Герду на несколько месяцев, или ведьму из пряничного домика — яркий пример эффекта ореола). А в повседневной жизни тем более.

Поэтому мы соблюдаем со всеми людьми, которых недостаточно хорошо и недостаточно лично знаем (то есть со всеми незнакомыми и малознакомыми) определенные правила. Зависят эти правила от того, находится ребенок с тобой, или он один.

Если родители рядом, видят и слышат ребенка, общаться с незнакомыми можно. Если ребенку что-то предлагают, куда-то зовут, ребенок всегда может спросить: «Мама, можно? Папа, можно?» Когда родителей нет рядом, то есть вы не видите или не слышите ребенка, вступают другие правила.

4 правила поведения с незнакомцами, когда ребенок один

Вернемся к ситуации, которую мы уже описывали, — кто-то предлагает ребенку конфету либо что-то еще. Или просит о помощи. Или вообще куда-то зовет. Что делать ребенку?

1. Говорим: «Нет!»

«Нет» надо говорить и словами, и жестом, то есть выставив вперед ладонь.

2. Делаем шаг назад

Надо увеличить расстояние, дистанцию между тобой и этим приставучим взрослым. Взрослый не отстает, продолжает разговаривать, приближается?

3. Бежим!

Надо убежать или отойти в безопасное место. Не помогло?

4. Кричим: «Помогите!»

Пора звонить родителям, кричать, звать на помощь. Обрати внимание, сразу бежать и кричать — не совсем адекватная реакция. Сначала «нет — дистанция — уходи», причем уходи, не слушая, что тебе продолжают говорить или давать. И только если чужой взрослый продолжает настаивать, если он пытается не дать уйти, тогда да, можно и закричать, и отбежать.

Что кричать? Известно, как у нас относятся к кричащим детям. Чаще всего как к невоспитанным. Но крик — это способ привлечь внимание к сложной или небезопасной ситуации. Какие именно слова могут привлечь внимание людей и показать, что ребенку нужна помощь? «Помогите!» «Чужой! Помогите!» «Не приставайте ко мне!» «Отстаньте от меня!»

На случай, если чужой взрослый куда-то позовет ребенка, разучи с малышом фразу: «Я вас не знаю, я с вами не пойду!»

Лайфхак: фраза «Я вас не знаю, я с вами не пойду!», сказанная очень громко, привлекает внимание людей к ребенку в любой ситуации. Если ребенку трудно кричать «Помогите!», пусть на все приставания отвечает «Я вас не знаю, я с вами не пойду!» Даже если взрослый искренне хотел угостить ребенка чем-нибудь и не замышлял ничего дурного, эти слова как минимум смутят его и заставят отойти от малыша.

Как поступать, если ребенку нужна помощь: 3 базовых правила

Что делать малышу, если он один и ему нужна помощь взрослого? Например, если он потерялся. На этот случай тоже есть свои правила.

  1. К кому обращаться за помощью? К чужой маме с малышом, к полицейскому (покажи ребенку на улице, как выглядит форма у полицейских и что на ней написано), к охраннику в магазине (если потерялся в магазине) или к кассиру в магазине, официанту в кафе.
  2. Что сказать? «Я потерялся, позвоните, пожалуйста, моим родителям». Обычно ребенок уже с четырех лет способен запомнить номер телефона родителей. Кроме того, если ребенок не может запомнить номер, пусть он знает, что у него в карманах есть бумажка (а лучше во всех карманах) с контактами родителей (не забудь ее туда положить).
  3. Что делать дальше? Поговорить с родителями по громкой связи и стоять ждать, пока они за тобой придут. Все! Даже с теми, к кому обращаешься за помощью, никуда не уходим! Еще раз повторите фразу: «Я вас не знаю, я с вами не пойду!»

Это правило можно сформулировать не как запрет, а как руководство к действию: «Стой на месте!» или «Ребенок стоит, взрослый ищет». 

Еще раз про запреты

Почему фраза «С незнакомыми разговаривать нельзя» не работает? Потому что вся наша жизнь состоит из коммуникаций. Мы постоянно с кем-то разговариваем, в том числе с незнакомыми: в магазинах, госучреждениях, больницах. Мы беседуем с курьерами, сантехниками, попутчиками в транспорте, другими мамами на детских площадках и в поликлиниках...

Разговаривать с людьми, в том числе незнакомыми и малознакомыми, нормально. И дети тоже это делают: знакомятся с другими малышами, болтают с их родителями, играют с аниматорами в детских кафе и парках развлечений.

А ты уже объяснила ребенку правила общения с незнакомцами?

  • Пока нет, но теперь это сделаю!
  • Да, конечно.
  • Нет, это глупости.
  • Запрещая детям разговаривать со всеми незнакомыми людьми, мы ставим их в ситуацию, когда они невольно постоянно вынуждены нарушать наш запрет. Установление четких правил и отработка навыков поведения в сложных ситуациях (когда взрослый что-то предлагает, о чем-то просит, куда-то зовет) гораздо более результативно. Почему недостаточно просто озвучить ребенку правила поведения? Потому что ребенок, может, и запомнит твой рассказ, но ему сложно будет соотнести выученное с конкретной жизненной ситуацией. То есть стоит прямо проигрывать с малышом сценки, в которых надо применить правило «шаг назад — нет — уходи» или «я вас не знаю, я с вами не пойду», а также «я потерялся, позвоните моей маме».

    Причем проигрывать нужно несколько раз, периодически возвращаясь к игре (тренировке), потому что навыки, если ими не пользоваться, забываются.

    Рекомендуем