Источник: кадр из фильма «Мэри Поппинс возвращается»

Послушанию, как и многому другому, ребенок учится, прежде всего от родителей. 
Не стоит забывать, что для человека, как для представителя вида, основным способом научения уже в раннем возрасте является подражание. Вторым условием успешного научения является доверие. По сути, доверие, это про безопасность. И третий важный компонент — уважение.

Упражнение 1. Родитель как пример

Первое упражнение — для родителей. Посмотрите на себя со стороны — вы пример для ребенка. Умеете ли вы признавать авторитеты? Видит ли ребенок, как вы учитесь? Видит ли ребенок, как вы учитываете интересы партнера (другого взрослого) при принятии решений?

Если в телевизоре одни дураки — лучше не смотреть при ребенке телевизор. Ребенок увидит и услышит, что родители умнее всех, кого там показывают, но ему будет сложно признать авторитет преподавателя на занятиях или учителя в школе. На первый взгляд связь неочевидна, но она есть, если подумать. Если для родителей нет авторитетов вне дома, то как ребенку признать авторитет? 

Чтобы избежать подобной проблемы, смотрите вместе со своим чадом лекций уважаемого вами аналитика или обсуждайте хорошие взрослые книги при ребенкt. Все это способствует формированию идеи о том, что нормально прислушиваться к мнению более компетентного человека и даже учиться у него тому, чего не знаешь сам.

Если в семье двое и более взрослых, то будет ребенку полезно наблюдать, как они аргументированно отстаивают свою точку зрения в спорах или как один взрослый спокойно делает то, о чем попросил его другой. 

Упражнение 2. Доверие

Второе упражнение тоже для родителей. Есть ли у ребенка уверенность в том, что вы его защита? Обратите внимание, умеете ли вы хвалить ребенка в присутствии других людей? Принимаете ли его сторону в конфликте или больше беспокоитесь о том, как выглядите в глазах других людей? Выполняется ли правило «хвалить на людях, ругать наедине»? Нет ли у вас вредной привычки приводить ребенку в пример соседского идеального ребенка?

Ребенку важно чувствовать себя частью семьи, что бы ни происходило. Он нуждается в понимании, принятии и чувстве принадлежности. Если родители из каких-то соображений (по традиции, из суеверия или потому что так принято в их кругу) чаще жалуются знакомым на ребенка, чем хвалят его, а он это слышит, то не удивительно, что их сын или дочь будут чувствовать себя отверженным (-ой). Это негативное чувство может дурно сказаться на их поведении. 

Аналогичным образом поведение ребенка может только ухудшаться, когда в школьных проблемах родители не на стороне ребенка. Более того, это дает возможность некоторым безответственным педагогам буквально травить незащищенного ученика, ставя ему в пример других детей. В таких ситуация дети часто начинают думать, что раз кто угодно, кроме него — идеальный, — то зачем тогда слушаться? В целом, вполне логичный вывод. 

Упражнение 3. Взаимное уважение

Третье упражнение и упражнением-то сложно назвать. Подключайте ребенка к своей бытовой деятельности, приготовлению еды, починке мебели, планированию выходных и демонстрируйте достойное поведение, независимо от того, удачно или неудачно идет процесс. Ребенок не должен быть только наблюдателем, хорошо, когда он участвует, а родитель терпеливо дает ему право на ошибку. 

В этом процессе формируется уважение к родителю, а именно уважение — основа здорового послушания. Послушание «из-под палки» либо калечит индивидуальность ребенка, либо заканчивается, как только ребенок становится равен по силе родителю. Это довольно опасно. 

В совместной деятельности родитель и ребенок учатся слышать и понимать друг друга. Общее дело помогает не придираться к мелочам. Возникает рабочий контакт. Если ребенок или вы увлечены какой-то компьютерной игрой, предложите поиграть вместе. 

Упражнение 4. Внимание

Изучите, что является пусковым механизмом непослушания. Если ребенок непослушен постоянно, это может быть сложно. Если вы подозреваете физиологические причины, обратите внимание на советы в конце колонки. Часто же бывает, что причина непослушания кроется в недостаточном или избыточном внимании со стороны родителей.

Ребенку жизненно необходимо, чтобы родители его замечали. Это настолько важно, что он, к сожалению, будет бороться за любое внимание — позитивное (искренний интерес, похвала) или негативное (эмоциональная ругань, наказания). Проблема состоит в том, что, когда родитель ругает ребенка, он присутствует в процессе целиком и полностью, в этот момент они с ребенком по-настоящему вместе. 

Редко кто отчитывает или наказывает ребенка между делом, лениво или мимоходом. А вот посмотреть рисунок или оценить собранную модель и даже исполнение рапсодии, не включаясь, можно запросто. Также многие родители никак не реагируют на хорошее поведение их чада, принимая это за должное. 

Подобное отношение может подтолкнуть ребенка к мысли, что с точки зрения внимания непослушание может быть выгоднее послушания. Поэтому не оставляйте хорошее поведение без внимания, проявляйте искреннее восхищение тем, как ребенок стремительно ринулся в кровать, когда ему сообщили, что пора спать.

Непослушание при избыточном внимании, это просто попытки вырваться из поля постоянного контроля, давайте ребенку «дышать».

Упражнение 5. Сила родителя

Если родителям позволяет физическая форма, то ребенка полезно поднимать, немного подкидывать и/или брать на руки. Не пугать при этом, а именно баловаться вместе с ним. Отцам не стоит боятся лишний раз покатать маленького ребенка на плечах или на спине. Шутливая борьба тоже будет хороша, если мама или папа дадут почувствовать ребенку свою родительскую силу, само собой, контролируя процесс.

Но не следует насильно брать ребенка на руки. Это жесткая демонстрация власти, которая недопустима без причины. Обычно, начиная с 8 лет, дети уже начинают потихоньку протестовать против таких проявлений родительской нежности.

Исключением могут стать форс-мажорные обстоятельства или прямая рекомендация детского психолога почаще взаимодействовать подобным образом с сыном или дочерью. Ребенку приятно и важно чувствовать физическое превосходство родителя, когда эта сила безопасна для него. Обратите внимание на занятия по методикам «Семейной мягкой школы».

Упражнение 6. Здоровая усталость ребенка

Для детей важна «здоровая» усталость. Для этого нужна физическая активность, при которой вырабатываются эндорфины. Когда ребенок капризничает или бьется в истерике, как правило, не эффективны призывы: «Сядь спокойно!» А вот 10 отжиманий, приседаний или прыжков могут сработать. Физические упражнения с одной стороны «включают» мозг, с другой стороны дают выход энергии и положительные эмоции.

На улице, если у ребенка мало друзей по активным играм, давайте задания по преодолению препятствий на детской площадке. Дома можно дать ребенку серию заданий, если есть спорткомплекс.

Также используйте упражнения на скорость: 

  1. проползти по коридору задом наперед;
  2. вернуться, прыгая на правой ноге;
  3. обратно — прыгая на левой;
  4. потом пройтись с книгой на голове;
  5. 10 раз присесть;
  6. постоять до 30 счетов с закрытыми глазами. 

Упражнение 7. Общие интересы. Понимание, близость

Чтобы ребенок прислушивался ко взрослому, очень важно наладить дружеский контакт и взаимопонимание. Совместные игры, настольные или компьютерные, книги и просмотр кинофильмов, реальная включенность взрослого в общий с ребенком процесс, обсуждение и возможность потом говорить об этом — очень важный компонент нормального общения и залог разумного послушания.

Многие взрослые отмечают, что даже подключая ребенка к играм типа Майнкрафт, помогая ребенку и обучая его, они выходят на новый уровень взаимопонимания и приобретают бОльшую степень влияния на ребенка во всех областях жизни. Не отвергая, а разделяя и направляя детские интересы, взрослый может добиться отличных результатов. 

Есть многие темы, о которых стоило бы поговорить с ребенком, и в этом помогает совместный просмотр фильмов и чтение книг. В последующем обсуждении можно поднять сложные вопросы, минуя сопротивление ребенка, потому что обсуждается не его поведение, а поведение персонажей. Общие книги, это всем понятная ценность. В целом, такие совместные занятия погружают ребенка и взрослого в общий контекст и очень облегчают коммуникацию. Даже если вы не играете с ребенком в игры и не читаете ему — ознакомьтесь сами с книгами, которые читает ребенок, или поиграйте в его любимые игры. Тогда в любом случае вам будет о чем поговорить.

Упражнение 8. Почувствуйте ритм ребенка

Случается, что за непослушание родители принимают неспособность ребенка сосредоточиться или быстро переключиться на новую задачу. Понукания и повышение голоса только еще больше затормаживает процесс. 

Проведите ряд экспериментов. Что будет, если ребенка не подгонять? Сколько времени ему нужно на переключение? Представьте, что вы, это он. И у него нет намерения сделать вам плохо (за исключением случаев недостатка родительского внимания, описанных выше). Что с ним происходит, как идут его психические процессы, куда направлено его внимание?

Взрослым иногда кажется, что дети такие же, как они, только небольшого размера и пока недостаточно умные. На самом деле, детство — это совершенно особый период жизни. Доказано, что мозг ребенка сильно отличается от мозга взрослого человека (а мозг подростка — это третий тип мозга, не похожий ни на детский, ни на взрослый). 

Поэтому такие вопросы а-ля: «Как ты жить-то будешь, такой неугомонный (или такой нерасторопный)?» не имеют под собой реального основания. Ребенок во многом изменится. Его нужно контролировать, но не подавлять. 

Многие из нас слышали истории, когда трудное детство и жесточайшая дисциплина закалили личность, и в итоге вырос суперчеловек. Однако не надо забывать, что существует такое когнитивное искажение, как «ошибка выжившего». Мы слышим тех, кто преодолел. Судьбы сломавшихся нам неизвестны.

Это важно!

  • Обратите внимание на питание ребенка. 

При регулярных капризах и истериках попробуйте скорректировать питание — уменьшите или замените сахар, шоколад, конфеты и газировку на фрукты, натуральные соки и медленные углеводы — мюсли, гранола и т.д. Глюкоза должна быть доступной, но не в виде фастфуда. 

  • Недосып

Недосып влияет на гормональный фон и, соответственно, на настроение. Для ребенка доподросткового возраста очень важно соблюдение режима.

  • На пороге заболевания

Капризность может свидетельствовать о начале заболевания. Если нет аллергии и ребенку нравятся запахи, можно ароматизировать воздух мятой или лавандой.

  • Редко, но бывает

Если ребенок систематически не реагирует, когда вы его окликаете или зовете, проверьте его слух. Даже небольшой насморк может вызвать легкое снижение слуха, которое врач легко уберет «продуванием». 

  • Живите реальностью

Больше всего бесит, ранит и раздражает несовпадение ожиданий и того, как все происходит на самом деле. И если вы уже знаете, что ваш ребенок собирается на улицу час, а в постель укладывается за полтора, неразумно ожидать, что именно сегодня случится чудо, и ребенок станет другим. Просто закладывайте это время в свой план.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен