Кадр из фильма «Мама»

1 этап: от рождения до 1 года

Расстройства сна и питания являются первичными и возникают у детей уже с первых недель жизни. Более того, для младенца это единственный способ сказать, что с ним не все в порядке. В основном это дискомфорт, связанный с физическими ощущениями: у малыша может что-то болеть, или он голоден, или ему что-то доставляет неудобства. Проходит несколько месяцев с рождения, и мама интуитивно настраивается чувствовать режим ребенка, его потребности, понимает, как облегчить его боль.

Что делать

В первую очередь создать для мамы ребенка комфортную и безопасную атмосферу, чтобы она могла получать удовольствие от общения с малышом, чтобы пара мама-младенец смогли «сонастроиться» друг на друга.

Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
Яндекс Дзен
Телеграм
ВКонтакте
​​​​​​​

2 этап: с 2 до 3 лет

В этот период начинается процесс познания себя, своей телесности, дети более осознанно приучаются к горшку, что-то становится «нельзя», появляются правила, страхи наказания и, как следствие, тревожный сон. Некоторые дети могут просыпаться ночью и плакать, некоторые уже формулируют, что именно их напугало. В этот период еще не сформирована граница между реальностью и фантазией, сном, поэтому дети могут пугаться очень сильно.

Что делать

Родители при могут справляться с вымышленным «обидчиком» так же буквально, как ребенок видит его, прогоняя его. Главное в этот момент — создать ощущение безопасности для ребенка.

3 этап: с 3 до 5 лет

Кадр из фильма «Один дома»

На этом этапе перед родителями встают две задачи. Первая из них — задача социализации. После трех лет наступает время активной социализации и самостоятельности, также детей часто приучают к отдельному от родителей сну, что вызывает немало тревог у всей семьи.

Детям продолжают сниться пугающие сны с участием животных, чаще кусающими, а также сны о том, как ребенок и родители теряют друг друга. В более старшем возрасте возникает страх перед сказочными персонажами, такими как Баба Яга, привидения, монстры и так далее.

Такие пугающие образы в сновидениях символически отражают подавленные ребенком страхи и тревоги быть плохим, брошенным, наказанным. Это нормальные возрастные страхи, которые говорят о нормальном развитии ребенка.

Что делать

Задача родителей в этот момент — помочь ребенку переработать пугающие образы. Прогнать «буку» буквально уже не помогает. Родители часто сразу начинают объяснять, что монстров не существует, или напротив, пугать еще сильнее, чтобы ребенок себя хорошо вел.

Первый вариант может стать несколько поспешным и не давать малышу выразить и разделить аффект страха. Запугивания и невозможность справляться с атакующими образами скорее приводят к подтверждению пугающей реальности, к развитию невротической симптоматики.

Ребенку важно чувствовать себя понятым и самому понять происходящее, что его услышали, что ему действительно страшно. Родители могут расспросить подробнее о том, что его напугало, задавать больше открытых вопросов, чтобы ребенок смог рассказать, что именно его тревожит.

Это позволит не только разделить свой страх, но и через вербализацию снизить уровень внутреннего напряжения. Также для ребенка полезно формировать символический уровень, границу «как будто»: то, что его испугало — это сон или фантазия, которая у него возникла, а не что-то реальное внешнее.

Вторая задача — принятие супружеской пары.

Кадр из фильма «Так она нашла меня»

В этот же период, 3-5 лет, дети начинают замечать, что помимо них у родителей есть еще свои супружеские отношения или личные дела, из которых они исключены. Возникает ревность и любопытство, детей бывает довольно сложно отправить спать.

Как раз в тот момент, когда нужно ложиться, им хочется все и сразу: и пить, и есть, и в туалет, они боятся пропустить нечто важное, что происходит без них. Родителям важно понимать, что это болезненный внутренний процесс, который подразумевает переживание утраты своего прежнего места для ребенка. Но в то же время без принятия этой исключенности ребенок не сможет принять модель пары, возрастные границы.

Что делать

Обозначать реальное наличие супружеской пары и детско-родительских отношений, стараться, чтобы ребенок не чувствовал себя при этом отвергнутым — это действительно грустно. Помогайте ребенку сформировать надежду на приятное будущее: расскажите, что когда он вырастет, у него/нее тоже будет прекрасные супруга/супруг, а родители по-прежнему останутся родителями и будут всегда его любить.

Об этом можно говорить в периоды непосредственно возникшей острой эмоциональной ситуации или при ее обыгрывании в сюжетно-ролевой игре. Для улучшения сна можно придумать совместные ритуалы отхода ко сну (теплая ванна, массаж, сказка на ночь). Важно, чтобы они носили расслабляющий характер и приносили удовольствие и ребенку, и родителю.

Если к 6-7 годам ребенку все еще сложно справиться с ночными страхами, или в более раннем возрасте его реакции носят длительный интенсивный характер (например, ребенок, периодически просыпаясь, плачет более 10 минут, и родители не могут его успокоить) — это повод обратиться к детским специалистам: психологу и неврологу.

Вас может заинтересовать