Дислексия и дисграфия
Тестирование
Причины
Что делать
Упражнения
Понятие дислексии и дисграфии и их отличие друг от друга
Если объяснять простыми словами, то это состояние, когда человек меняет местами буквы и цифры, неправильно ставит ударение, имеет дефекты в устной и письменной речи. В результате он не может похвастаться абсолютной грамотностью.
Дисграфия затрудняет письменные навыки: приводит к грамматическим и синтаксическим ошибкам, отсутствию прописных букв в начале фразы. Такие люди стараются избегать длинных предложений и ограничиваются краткими формулировками. Дисграфики путают похожие по написанию буквы: «ш» и «щ», «р» и «ь», «з» и «э». Их почерк не отличается красотой, а письменные работы безграмотны и неаккуратны.
Как протестировать дислексика, чтобы выявить проблему
Можно попросить человека быстро написать под диктовку текст и посмотреть, какое количество букв он меняет местами.
Существуют самые распространенные ошибки, которые помогают обнаружить проблемы с чтением или письмом.
Что должно насторожить:
- Путаница с графически похожими буквами.
- Дефекты произношения и написания, отсутствие и замена звуков и букв.
- Недописывание слов, пропуск слогов.
- Ошибки в написании предлогов и приставок: слитное вместо раздельного и наоборот.
- Трудности в передаче мягкости звуков на письме, неуместное употребление мягкого и твердого знаков.
- Проблемы с понятиями «направо» и «налево», плохое ориентирование в пространстве.
- Сложности с определением сезонов. Например, вместо слова «осень» говорится «весна».
Таким образом, дислексия и дисграфия имеют разные особенности. Но все признаки, характерные для этих нарушений, не являются единичными случаями и повторяются ежедневно.
Иногда речевые дефекты — это просто определенная форма безграмотности, когда человек неверно употребляет близкие по звучанию и схожие по смыслу слова. Тут нужно прислушиваться и замечать, какие ошибки допускаются чаще всего, направлять на это внимание и регулярно напоминать о правильном применении того или иного слова.
Окружающим необходимо учитывать, что у человека «сбит прицел», и немного потренироваться, чтобы понимать его.
Причины возникновения речевых нарушений
Формирование навыков чтения и письма — это сложный процесс развития артикуляции, слухового восприятия звуков, зрительного и двигательного анализаторов.
При нарушениях речевого слуха и звукопроизношения
Если человек плохо слышит и не проговаривает звуки, у него появляются проблемы с письмом и чтением.
Неразвитая способность различать буквы
Для этого мало просто видеть то, что находится вокруг, нужно еще и обладать особым типом зрения. Оно помогает запомнить и повторить письменное обозначение букв.
Особенности анатомии головного мозга
Речевой центр обычно расположен в левом полушарии, а зрительные образы обрабатываются в правом. Поэтому те, у кого лучше развито правое полушарие, плохо пишут, но зато хорошо рисуют.
Генетическая предрасположенность
В данном случае ребенок наследует от родителей трудности при овладении речью.
Гендерный фактор
Мальчики страдают дислексией и дисграфией в 3-4 раза чаще девочек.
Билингвальность
Дети, растущие в двуязычных семьях, нередко страдают речевыми нарушениями.
Психологические причины
Ребенок, на которого с ранних лет оказывается давление, привыкает сопротивляться, в том числе и при общении с учителем.
Прочие факторы
Малыш, к примеру, много времени проводит у телевизора, и его глаза привыкают двигаться хаотично. Поэтому в школе ему бывает трудно следить за строчкой в книге или рабочей тетради.
Что делать, если у ребенка дислексия
Дислексию и дисграфию называют признаками талантливых людей, но порой они приносят немало неприятностей. Особенно страдают дети, которым не всегда могут помочь педагоги, родители и друзья.
Часто близкие даже не знают, что делать в подобной ситуации.
- На собеседовании при поступлении в школу учитель должен обратить внимание, не пропускает ли ребенок буквы, слова и строчки, понимает ли смысл прочитанного, не вставляет ли в текст придуманные слова.
- Если школьник быстро устает и раздражается от чтения — это повод уделить ему особое внимание.
- При дислексии и дисграфии неуместны слишком строгие требования и наказания, поскольку это вредно для детской психики. Такое отношение учителя провоцирует насмешки одноклассников, что приводит к дискомфорту и психологическим травмам.
- Родители должны настоять на правильной оценке учебной деятельности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. При дислексии и дисграфии нельзя ставить ребенку двойки за то, в чем он не виноват.
- Обнаружив у школьника эти нарушения, следует проконсультироваться со специалистом. Чем раньше придет помощь, тем проще ему будет освоить учебный материал.
- Успех во многом зависит от учителя, которому нужно изменить подход к образовательном процессу. Здесь будет полезно применение различных вспомогательных методик: ассоциативных техник, визуального ряда, аудиоформата.
- Эффективны и методики для развития концентрации внимания. Очень важно уметь не отвлекаться от работы, сосредоточившись на чтении, а также понимать, что время, потраченное на занятия — это один из этапов успешного обучения.
- Сегодня разработаны специальные тетради для детей-дислексиков, всевозможные электронные устройства и приложения, которые помогают справиться с трудностями при выполнении уроков, моментально увидеть свои ошибки и исправить их.
Упражнения для коррекции дислексии и дисграфии
В целом, в дислексии и дисграфии нет ничего страшного. Это абсолютно обычные формы мышления, просто немножко иные. В этом случае человек не обращает внимания на правильность написания слов, но придает большое значение смыслу. Поэтому, если у ребенка обнаружилась дислексия, не стоит отчаиваться.
Можно заниматься проблемой, а можно оставить все как есть.
Но если все же хочется скорректировать эти особенности, то нужно выполнять определенные упражнения, которые активизируют зоны головного мозга, связанные с речью. Так можно повлиять на умственную деятельность и внимание — и ошибок станет меньше.
- Главный совет: не отчаиваться. Люди с дислексией и дисграфией вполне способны показать удовлетворительные результаты, если будут заниматься проблемой.
- Помогут упражнения по скорочтению, которые настраивают мышление на более широкое восприятие материала.
- Занятия могут включать в себя повторение лексики, диктанты, поиск подходящих слов по определенным звукам, разбор слов на буквы и звуки.
- Используй иллюстрации, позволяющие усвоить правильное написание букв.
- Не стоит заставлять много читать и писать — это ничего не даст. Лучше бери не количеством, а качеством. Откажись от больших заданий, на первых порах сосредоточься на навыках устной речи. Подойдут упражнения для развития звукового восприятия.
- Ошибки при разборе объемных текстов могут запомниться как неудачный опыт. Не ругай ребенка за отсутствие результата и не переживай, когда что-то получается не сразу. Очень важно правильно настроиться и контролировать свои эмоции.
- Не стоит также и слишком сильно радоваться незначительным успехам. Лучше всего сохранять спокойствие и уверенность, что в конечном итоге все будет хорошо.
Тем не менее, никакие меры не приведут к идеальной грамотности. Поэтому не нужно стараться полностью исправить эти особенности. В любом случае, история знает множество примеров, когда дислексики становились известными учеными, политиками, бизнесменами и людьми искусства.