Хороший вкус и правильные эстетические ориентиры напрямую зависят от нашего кругозора и эрудиции. Если мы не посещаем театры, не ориентируемся в музеях, не ездим на экскурсии, не читаем книги, если мы ничем не наполняем себя духовно и эмоционально, то у нас не будет никаких ориентиров — ни творческих, ни художественных. Их определяет информация, которую мы получаем в той или иной области, только таким образом формируется наш личный вкус, наши личные представления и предпочтения. Навязать что-то невозможно.
1 Ходите с детьми в театры, музеи, на концерты
С внедрением Интернета в нашу жизнь взрослые должны еще тщательнее заботиться о том, чтобы «натуральных продуктов» у детей было как можно больше. Необходимо очень внимательно совмещать цифровое пространство и живое общение, иначе мы рискуем «потерять» своих детей. Нужно еще чаще водить их в театры, в музеи, на концерты, читать им книги, если они сами к этому не приучены. Ведь вся русская классическая литература — это и есть ориентиры нравственности, и чтобы дети их приняли и поняли, зачастую необходим театр. Ребенок не всегда в состоянии прочитать книгу просто потому, что она сложная, и в этом случае мы сможем заинтересовать его с помощью выразительных средств.
2 Прививайте ребенку семейные ценности
Ценности не поменялись, какими были, такими и остались. Как не поменялся человек, человеческая сущность. Загляните в Библию, прочитайте заповеди. Они все те же, они и есть ценности. Я не могу дать вам рецепт, каким должен быть театр, ориентированный на семью. Сколько режиссеров занимаются этим вопросом, столько может быть различных форм театра. Это не точная наука, у нас нет алгоритма или формулы — надо делать так и так. Кто-то работает с вербатимом, кому-то удобнее ставить спектакли под живую музыку, а кто-то в закрытом пространстве в темной комнате показывает теневые представления. Это все театры, ориентированные на семью, но все они очень разные. Бывает, вы заходите в фойе, а там стоит большой длинный стол, в центре которого — самовар. Зрители садятся и пьют чай, прежде чем идти на спектакль. И это прекрасно. Все зависит от задач театра, от его объемов, от его местоположения — находится ли он в центре Москвы или в спальном районе. А вот ориентир у театров для всей семьи может быть только один: там не должно быть скучно, там не должно быть грустно, там не должно быть страшно и там должно быть много любви.
3 Готовьте ребенка к посещению театра
- В первую очередь, нельзя лениться. Сначала нужно сходить в театр самим, без детей. Купить билеты, посмотреть спектакль, зайти в туалет, узнать, что есть в фойе, какие в буфете продают бутерброды и так далее. Понять самому, хорошо ли вам здесь, хотите ли вы привести сюда своего ребенка. Не надо проверять на детях. Нет смысла у маленького человечка спрашивать: «Тебе нравится?» Ему может понравиться конфета, которую он увидел в буфете и которую ему до этого лет 150 никто не покупал. Когда вы сажаете ребенка за стол, вы, как правило, пробуете — блюдо горячее или холодное. Почему, когда вы ведете ребенка в театр, вы берете его за руку и идете неизвестно куда?
- Ребенка нужно обязательно готовить к таким выходам. Если вы красиво одеваетесь, идя на концерт, и красиво одеваете ребенка, ему все понятно. Если вы пытаетесь надеть на него галстук-бабочку или платье «принцессы», а сами идете в джинсах и свитере, это ему непонятно. Всегда нужно начинать с себя.
- Нужно попытаться с мамой-папой, бабушкой или дедушкой прочитать сказку по ролям, а потом пойти в театр на этот спектакль.
- Рассказывайте ребенку о том, какие правила поведения существуют в театре — на его уровне, в зависимости от того, сколько ему лет. Не те, что дома, не те, что в школе, не те, что в детском садике, а совсем другие. Объясняйте, что там вас ждут актеры, там откроется занавес, там все долго трудились, чтобы вам это показать.
- Обязательно должен быть готовый план: куда вы пойдете с ребенком после спектакля. Если вы понимаете, что у вас не будет на это времени, лучше не ходите. Потому что послевкусие, эмоциональный хвостик, который остается после театра, должен обязательно быть.
- Уходя из театра, не надо третировать ребенка: «Быстрее одевайся» или «Давай, пойдем отсюда». Может быть, вам и жарко, может быть, вам и не хочется здесь находиться, но ему нельзя портить праздник. Ему нужно, чтобы вы пришли домой, был накрыт стол, кто-то его ждал, возможно, бабушка, и он все рассказал еще раз, передал эмоционально. Наберитесь терпения, ребенку это необходимо. С ним надо поговорить как до, так и после спектакля. Этот эмоциональный и воспитательный финал вашего похода в театр — очень важный элемент.
4 Не навязывайте ребенку, предложите выбрать
В первую очередь, нужно вести себя таким образом, чтобы ему все было понятно наглядно. Разговоры не работают.
Могу поделиться своим опытом, который был очень продуктивен. Когда мой сын учился в первом или втором классе, мне в руки совершенно случайно попала почтовая марка с картиной, уже не помню, с какой. Он взял эту марку, а я взяла лупу, и мы вместе стали рассматривать эту марку. Это такое таинство, это так необычно, марки всегда изумительно напечатаны — очень точно, четко, ты видишь почти реальную картину. И после этого поход в Третьяковскую галерею становился уже праздником и приключением — сын знал всех авторов, он всех помнил, потому что на марках всегда написаны имена художников. И мы могли обсуждать с ним, чем Куинджи отличается от Васнецова, в чем особенность живописной техники Айвазовского и так далее. Этот разговор происходил на уровне обмена ощущениями, эмоциями. И нет такого: тебе эта картина не нравится, ну и дурак, она хорошая. Сегодня мой сын очень хорошо разбирается в живописи, а началось все с почтовых марок, которые мы тогда стали коллекционировать. Вы должны быть готовы к тому, что, если вы ставите ребенка на ноги, а это прекрасная фраза: «Мы сделали все, чтобы ты встал на ноги», то он пойдет, и пойдет самостоятельно в свою сторону, как бы вы не хотели чего-то иного.
5 Будьте осторожны с экспериментами в культуре
Границей является личная культура тех, кто берется за подобные эксперименты. Если у них нет полного понимания, что они делают, для кого они делают и ради чего они делают, тогда границы нарушаются. «Сделаем так, как я считаю нужным». А ты понимаешь, в каком ритме существует ребенок, на что семья обращает внимание, нужно ли продавать здесь мороженое, сколько туалетов должно быть на одном этаже.
Когда я посещала Еврейский музей в Берлине, мне очень понравилось, что по всему залу через каждые 2–3 метра на стенах висели маленькие раскладные стульчики. Ты в любой момент мог взять этот стульчик, раскрыть и сидеть, сколько ты хочешь. Потом ты его закрывал, вешал и шел дальше, и не надо было его таскать, потому что они висели везде.
Я всегда придерживаюсь принципа: делай как для себя. Если в музее я не вижу подлинных фотографий под стеклом, а повсюду встречаю экраны, которые нужно включать, чтобы увидеть фотографии, зачем мне туда идти? Зачем мне нужно, чтобы аудиогид «гнал» меня по интерактивному пространству, это пространство не человека. Оно никогда не бывает теплым, оно навязанное — яркость экрана, скорость информации... Это мое личное ощущение.
В меня пытаются что-то впихнуть, и я начинаю сопротивляться. Можно я буду смотреть на перо, которым писал Пушкин столько, сколько я хочу? Можно я буду читать письма, даже если это не подлинники, а печать на состаренной бумаге, я все равно «попаду» в то время. Это будет листок бумаги, а не планшет, на котором мне все это показывают. Доля интерактивных элементов в хороших музеях мира всегда очень точно жестко выверена. И зависит это от культуры людей, которые берут на себя ответственность за то, что приглашают к себе посетителей, и особенно — детей.
6 Помните о том, что без культуры нет человека
Промежуточный итог подвести, конечно, можно. В 30 лет ты полноценен — у тебя есть семья, профессия в руках, дом, возможности, которыми ты можешь апеллировать, продолжая строить свою карьеру. Все то же самое я могу сказать о театре. У нас есть дом, у нас есть семья — очень крепкая, очень сбитая, у нас есть все для того, чтобы нам дальше строить карьеру — не нашу личную, а карьеру театра. Сегодня наш театр — это такой большой воздушный шар, который только-только набрал хорошее количество воздуха и находится в полете. Если театр не останется в сознании зрителей, если театр не останется в сознании театрального мира, то не останется и нас. Так не бывает, чтобы театрального актера Х помнили, а где он служил, в каком театре — не важно.
Наша природа — не земная, она эфемерна, мы создаем то, чего не существует, мы оторваны от быта — притом, что мы о нем говорим, любим его и ценим, но все равно мы немного сказочные персонажи. Есть лось, а есть единорог. Вот театр скорее — единорог. С рациональной точки зрения, без нас можно жить, а без хлеба нельзя, но и без нас нельзя. Без культуры, без творчества нет человека.