Здесь и далее: freepik.com

Ты обращаешься к своему ребенку за советом? Скорее всего, нечасто. Между тем, это один из самых действенных способов воспитания ответственности и становления личности. Как эффективно и без давления общаться с детьми, добиваться их доверия, мотивировать на определенные действия, в частности, на хорошую учебу? Ответ на этот вопрос дает принцип ненасильственного общения с детьми, разработанный в 60-е годы прошлого столетия американским психологом Маршаллом Розенбергом.

Раздели с ребенком его чувства

Этот принцип учит родителей более мягко общаться с детьми, избегая конфликтов. Родители должны понять: если у ребенка возникает какая-либо проблема, важнее не решить ее, а понять и разделить с ним его чувства. Когда ребенок сталкивается с каким-то сложным вопросом, естественное желание родителя — прийти на помощь и решить проблему. Например, у школьника не получается разобраться с математикой, он сильно отстает или ему совершенно не даются физические упражнения. Родители сразу начинают выстраивать пути решения: ищут репетитора, отдают в спортивную секцию.

Но в такой момент ребенку важнее другое — чтобы взрослые поняли его чувства, помогли сформулировать и прожить их, разделили с ним его тревоги. И тогда он сразу ощутит понимание, любовь, уверенность. К примеру, ребенок пришел с прогулки и сообщил, что никак не мог угнаться за своими друзьями во время игры, постоянно прибегал последним. В первую очередь важно выразить понимание: «Ты сильно огорчился, что не смог никого догнать? Тебе грустно и ты хотел бы стать быстрее, да?». А уже потом, если это действительно важно, можно подумать о путях решения возникшей проблемы. После такого разговора дети становятся увереннее в себе и благодарнее, потому что их понимают.

Советуйся с ребенком

Как говорить с ребенком, чтобы он тебя услышал: об учебе, любви и не только

Это очень важно и одновременно непривычно. Часто взрослые не воспринимают ребенка как полноценного партнера для общения. Мы привыкли решать все проблемы самостоятельно — как свои, так и детские. Родители даже не замечают, как думают и решают за детей практически все: в какие кружки и секции им идти, где праздновать день рождения, где провести каникулы и т. п. В результате детям совершенно не нужно думать. Они не учатся решать различные жизненные задачи. Из-за чего, с одной стороны, долго остаются инфантильными. С другой — начинают относиться к родителям потребительски. Чтобы избежать этого, необходимо приобрести полезную привычку советоваться с детьми. Не только в тех вопросах, которые касаются их самих. Но и в других семейных делах. Даже если речь о твоих личных взрослых проблемах. При этом соблюдай следующие правила:

  1. Учитывай возраст. В 3-4 года можно посоветоваться о том, что приготовить на ужин или обсудить, где отпраздновать день рождения. В 5–7 лет — поговорить о том, где и как провести выходные, что подарить бабушке от всей семьи. В 11–12 лет ты уже можешь советоваться с ребенком и по поводу некоторых взрослых проблем. Например, если у тебя произошел неприятный спор кем-то из родных, обратись к ребенку и спроси, что он бы сделал в этой ситуации. Ответ может тебя приятно удивить и открыть ребенка с новой стороны.
  2. Позволяй детям реально участвовать в семейных делах. Они в хорошем смысле взрослеют, становятся устойчивыми, самостоятельными, мыслящими, когда у них есть не просто «хотелки», а еще и воля реализовать их. Это взросление происходит не потому, что им исполнилось 9–12 лет и они стали на несколько сантиметров выше. Ребенок действительно взрослеет, когда участвует в каком-то важном труде и видит, как это ощутимо влияет на жизнь семьи. А также когда с ним советуются и он может внести свою лепту в общее семейное решение. Он понимает, что его слово значимо. Важно не играть, а по-настоящему советоваться и вовлекать ребенка в семейные дела. Например, не просто притворяться, что он должен протирать подоконники или поливать цветы. А поручить ему это по-настоящему, без страховки. Ребенок должен понимать, что, если не польет цветы, они действительно засохнут. Важно быть готовой учитывать то, что скажет ребенок. Когда он понимает, что ты с ним искренне советуешься, он начинает говорить действительно значимые вещи.
  3. Знай меру. Конечно, есть моменты, в которых родители советоваться не должны. Например, в таких важных вопросах, как «что такое хорошо и что такое плохо», «как можно и нельзя поступать». Это жизненное знание должно исходить от взрослого человека и быть стержнем, за который дети держатся. А вот в бытовых, повседневных, в том числе и серьезных ситуациях с детьми советоваться очень полезно.

Как поговорить о первой любви

Как говорить с ребенком, чтобы он тебя услышал: об учебе, любви и не только

В случае с дошкольником или младшим школьником, при доверительных отношениях в семье, ребенок, скорее всего, сам придет и все расскажет, поделится своими переживаниями. Очень важно в этом возрасте не оттолкнуть его, не разочаровать — равнодушием, невниманием, а еще хуже — насмешкой. Если ты сделаешь такую ошибку, можно не сомневаться: когда в подростковом возрасте ребенок будет переживать настоящие серьезные чувства, он не придет к тебе за советом. Поэтому соблюдай несколько правил:

  • уважай личное пространство ребенка и его границы. Не стоит беспардонно копаться в его карманах и ящичках, делай это только с его разрешения. Если обнаружишь что-то явно очень личное, например, записку, не нужно сразу устраивать ему допрос с пристрастием. Дождись, пока ребенок сам все расскажет, мягко и ненавязчиво подведи его к этому;
  • выдели на разговор достаточно времени. Плохо, если ты выслушиваешь откровения ребенка о первой влюбленности, помешивая при этом суп на плите или копаясь в телефоне. Это должна быть спокойная, долгая беседа один на один, глаза в глаза, в тишине и уединении;
  • не заставляй говорить больше, чем он хочет сказать. Даже если умираешь от любопытства, не выпытывай, не дави на ребенка. И постарайся удержаться от негативной оценки, если тебе не нравится его выбор. Не осуждай и тем более — не стыди. Тогда в следующий раз он будет более откровенен с тобой;
  • расскажи о своей первой любви. Можно не сомневаться, что ребенок выслушает тебя с большим интересом. Особенно если у тебя были схожие проблемы, и ты с ними справилась. Ничто так не воспитывает, как личный пример.

Как объяснить, что нужно хорошо учиться

Как говорить с ребенком, чтобы он тебя услышал: об учебе, любви и не только

Мотивация к обучению развивается не за один день. Этот процесс может отнять много сил и времени. В первую очередь, постарайся найти и раскрыть потенциал ребенка. Дай ему возможность проявить себя с разных сторон. Показывай на собственном опыте, что в жизни есть много интересного и учиться чему-то новому можно ежедневно. Чтобы ничего не упустить, можешь воспользоваться чек-листом для мотивации:

  • Прислушивайся к ребенку, поощряй его интересы. Он добьется больших успехов в тех областях, которые ему по-настоящему любопытны. Поэтому учитывай его желания, а не навязывай свои. Если он хочет заняться рисованием, купи ему альбом, краски и помоги реализоваться в этом направлении. Даже если тебе больше хочется, чтобы он делал спортивную карьеру.
  • Ставь четкие и реалистичные задачи. Ребенок всегда должен понимать, чего добивается. Так он будет чувствовать себя увереннее. При этом задачи должны быть достижимыми и не вызывать чувство беспомощности. Например, если у ребенка проблемы с математикой, ты можешь поставить перед ним цель — в следующей четверти исправить оценку на более высокую.
  • Создай комфортные условия для обучения. У ребенка обязательно должно быть свое рабочее место, где он сможет полностью сосредоточиться на учебе — отдельная комната или небольшой уголок. Важно, чтобы ему было комфортно и ничто его не отвлекало.
  • Предоставь свободу выбора. Ребенок, как и взрослый, лучше реагирует, когда у него есть выбор. Поэтому важно предоставить ему эту свободу. Например, если он не любит географию, не заставляй гнаться за высокими оценками, договорись с ним хотя бы о твердой тройке. При этом предложи сделать упор на том, что вызывает у него искренний интерес, — истории, литературе или точных науках.
  • Больше интересуйся тем, что ребенок изучил в школе, а не его оценками. Спрашивай, что ему нравится, а что нет. Вовлекай в обсуждение пройденной темы. Покажи, как полученные знания можно применить в жизни. Помни, что оценки — это не показатель реальных знаний, а всего лишь мнение педагога. Ребенок не обязательно должен быть отличником. Но если он сам расстроился из-за плохой оценки по любимому предмету — поддержи его. Оставайся для него лучшим другом, а не строгим критиком.
  • Поощряй успехи ребенка. Один из самых эффективных способов мотивировать ребенка — это поощрение его успехов. Обязательно обращай внимание на каждую его победу, хвали его. Это может быть либо словесная похвала, либо небольшой подарок. Но не стоит поощрять деньгами или дорогими подарками.
  • Минимизируй стресс. Ребенок должен знать, что его проблемы будут услышаны и поняты. Расскажи о том, как сама справлялась со сложными задачами в школе и преодолевала трудности. Покажи на своем примере, чего ты достигла и как прошла этот путь.
Рекомендуем