Получая платежку ЖКХ, мы часто сетуем на повышение цен, но редко вчитываемся в цифры. А зря. Даже если тебе повезло с управляющей компанией (УК) и она работает честно, все равно стоит разобраться с тем, сколько и за что ты платишь. Это поможет тебе не только контролировать расходы, но и заметно сэкономить.
Услуги и тарифы
«Переменные»
Это услуги, связанные с индивидуальным потреблением: газ, вода, электричество. Оплата за них производится по тарифам, установленным местными органами власти, как правило, по данным счетчиков.
«Постоянные»
Это так называемые общедомовые нужды, которые не связаны конкретно с твоей квартирой. Уборка подъездов, освещение общих помещений, лестниц, текущий ремонт и т.д. Тарифы на такие услуги должны быть зафиксированы договором между жильцами и УК.
Нарушения и уловки
Приписки
Это распространенное нарушение. В квитанциях появляются новые строчки, а в перечень тарифов вписываются несуществующие услуги. Чтобы это выявить, достаточно запросить в УК тарифы и внимательно их прочитать. Если в списке есть строка «содержание многоквартирного дома», а за ней отдельно — «освещение мест общего пользования» или «утилизация твердых бытовых отходов», это может быть уловкой с целью получить с жильцов больше денег. Так как и освещение подъездов, и утилизация отходов входят в понятие услуги «содержание многоквартирного дома». Они или вообще не должны быть выделены в списке тарифов, или сумма на содержание дома должна быть уменьшена.
Капремонт
Еще одна уловка — когда в одной строке квитанции объединяют плату за содержание дома и капремонт. Дело в том, что плату за содержание дома УК может расходовать по своему усмотрению, а плату за капремонт — только по решению общего собрания жильцов. Если эти строки объединены, УК может незаконно всю сумму расходовать так, как пожелает.
Как добиться перерасчета
Если у тебя есть сомнения в порядочности управляющей компании, не стоит с этим мириться. Запроси в УК тарифы по всем статьям расходов. Так ты сможешь получить полный список услуг, которые должна оказывать УК. Если ты выявишь, что какие-то услуги не оказываются или оказываются не полностью (например, реже, чем прописано, вывозится мусор), составляй Акт-претензию — образец смотри в Интернете, например, на сайте iskiplus.ru. Собери подписи жильцов и подай заявление в УК с требованием перерасчета. Если не реагируют, обратись в Роспотребнадзор.