Источник здесь и далее: Adobe Stock

При покупке авиабилетов ты заключаешь договор авиаперевозки. Авиакомпания обещает доставить тебя из пункта А в пункт Б, а ты за это платишь. Ты заплатила за билеты, поэтому свою обязанность выполнила. Авиакомпания тебе услугу по перевозке не оказала. Поэтому должна вернуть тебе деньги за билеты. А еще за оплату проживания, питания, развлечений, потому что по вине авиакомпании ты не попала на отдых. И за обратные билеты, если они приобретены по невозвратному тарифу. 

Все эти напрасные траты юристы называют убытками. Сюда также можно включить расходы по оформлению визы, на оплату такси до аэропорта и назад и все иные, которые так или иначе связаны с поездкой.

Если какие-то из понесенных расходов можно вернуть самостоятельно (сдать билеты или путевку ребенка в лагерь), лучше сделать это. Это проще, чем разбираться с авиакомпанией.

Что делать, чтобы получить назад свои деньги

1. Зафиксируй информацию об отмене рейса

Если ты узнала об отмене в аэропорту, попроси сотрудников поставить на посадочном отметку об отмене. Если информацию ты получила из письма по электронной почте, сообщения от туроператора или авиакомпании, обязательно сохрани его. В случае, если информацию ты увидела на сайте аэропорта, сделай скриншот интернет-страницы.

2. Собери все документы, подтверждающие расходы на отдых

Это могут быть чеки, квитанции, платежные поручения, переводы через интернет-банк на оплату билетов, проживания в гостинице, визы, тура в целом. Сделай копии и сканы. На основе этих документов ты и будешь считать сумму, которую потребуешь с авиакомпании.

3. Пиши претензию в авиакомпанию

Особой формы у претензии не существует. В любом случае, обязательно подробно распиши свои затраты и приложи к претензии все вышеуказанные документы. Чтобы она выглядела солидно, ссылайся на закон:

  • п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ, который говорит об обязанности авиакомпании перевезти пассажира в пункт назначения;
  • п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, который говорит о возврате платы за перевозку пассажира при неисполнении авиакомпанией обязанности по перевозке (а отмена рейса является таковой);
  • ст. 15 Гражданского кодекса РФ, которая говорит о возмещении убытков в полном объеме. Напоминаем, что убытки — это все твои расходы на отдых, которые оказались напрасными из-за отмены рейса;
  • п. 2 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в соответствии с которым авиакомпания должна возместить потребителю все убытки, причиненные в связи с неисполнением договора.

Зайди на сайт авиакомпании и ознакомься с правилами подачи претензий, так как часто авиакомпании имеют особый документ по этому вопросу. В нем указан порядок подачи претензий и адрес, на который их необходимо направлять: электронный или почтовый. Кроме того, часто прямо на сайте есть специальная форма для отправки претензий. 

Если на сайте ты не нашла информацию, отправь по юридическому адресу обычной почтой письмо с описью вложений. Юридический адрес на сайте всегда указан.

Закон дает авиакомпании 10 дней на удовлетворение твоей претензии с момента ее получения. Выжди какой-то более-менее разумный срок. Если авиакомпания ответила отказом или совсем не ответила, тебе поможет суд.

Лайфхак: в суде ты сможешь получить больше денег, чем ты требовала в претензии к авиакомпании. 

Что требовать

  1. Компенсацию морального вреда
  2. Неустойку в размере 3% от цены авиабилета за каждый день просрочки удовлетворения твоих требований (но не больше стоимости самого билета)
  3. Штраф в размере 50% от всей суммы, взысканной судом в твою пользу.

Ровно все то же самое работает и в случае задержки рейса. Предположим, тебе пришлось дополнительно оплачивать трансфер до отеля, так как твой самолет прилетел во внеурочное время. Сумму дополнительно понесенных расходов на трансфер можно взыскать с авиакомпании.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен