Как формируется самооценка

Самооценка зависит от степени принятия человеком самого себя и делится на три вида: низкая, адекватная, высокая. Она закладывается и созревает в детстве — от рождения до семи лет. В это время у ребенка еще не сформировано критическое мышление, у него только начинает складываться понятийный аппарат.

Это значит, что любой дошкольник впитывает оценки окружающих в свой адрес как истину, на основании которой строит представления о себе. Одобрения, критика, невербальные знаки, событийный опыт — все может стать основой для построения самооценки.

Чем плоха неадекватная самооценка

Низкая и высокая самооценка — как две крайности, которые имеют некоторые плюсы, но кроме того, массу минусов, мешающих вступать в отношения и чувствовать себя счастливыми.

Люди с низкой и высокой самооценкой неверно оценивают свои возможности, способности, навыки, внешность, свою значимость и важность в обществе. Они находятся в плену иллюзий, имея представления о себе, не соответствующие реальности. Первые — недооценивают себя, вторые — переоценивают.

Плюсы и минусы неадекватной самооценки

В основе высокой самооценки такие неприятные качества как:

  • самолюбование;
  • высокомерие;
  • эгоцентризм;
  • неумение признавать ошибки и критику в свой адрес;
  • неспособность просить помощи;
  • неготовность идти на компромисс.

В речи такого человека преобладает местоимение «я». Есть у высокой самооценки и некоторые плюсы: уверенность, инициативность, легкость на подъем, активность, лидерство, умение рисковать и брать на себя ответственность. Однако уверенность в собственной привлекательности блокирует функцию самоанализа.

Люди с низкой самооценкой, напротив, постоянно сравнивают себя с другими не в свою пользу и находятся в жертвенной позиции. Они зависят от мнения окружающих, тревожатся, переживают из-за критики, а также чужого мнения.

Человек с низкой самооценкой всегда найдет повод, чтобы почувствовать себя несчастным. Свои способности и навыки он, как правило, недооценивает, а дела откладывает. Говорит тихим голосом, сутулится, позы предпочитает закрытые, движения у него скованные.

При этом у таких людей есть ряд преимуществ: они ответственные, внимательные к деталям, требовательны к себе и другим, обладают богатым воображением. Благодаря этому они часто становятся лучшими в профессии.

Как можно измерить и скорректировать самооценку

Чтобы правильно реагировать на происходящее, а также не совершать ошибок, человеку необходимо знать свою самооценку и корректировать ее — самостоятельно или с психологом. Делать это нужно потому, что люди, как с низкой, так и с завышенной самооценкой, оценивают себя и события неверно, живя, по сути, в иллюзиях.

Условно говоря, если человек попал в яму, ему необходимо понимать, где он очутился, а затем предпринять ряд действий, чтобы выбраться. Человек с низкой самооценкой зависает в этой яме надолго, а с высокой — попросту ее не замечает.

Также низкую самооценку можно сравнить с дальнозоркостью, а завышенную — с близорукостью. И с тем, и с другим жить, в принципе, можно. Однако реальность будет искажена.

Человек с низкой самооценкой всегда что-то кому-то доказывает, чтобы перестать тревожиться, а человек с высокой — ждет от окружающих повиновения и признания. Обе стратегии поведения не делают жизнь счастливей.

Для того чтобы видеть и оценивать окружающую действительность верно, нужны «очки». В этой роли в случае с самооценкой выступает психолог, к которому стоит обратиться за коррекцией самооценки, если ты подозреваешь, что она смещена в ту или другую сторону.

Для самодиагностики можно использовать личностный опросник измерения уровня самоуважения — шкалу самоутверждения Розенберга. Можно воспользоваться таким методом самодиагностики, как тест Дембо-Рубинштейна, либо опросником — адаптированным вариантом методики Айзенка.

Рекомендуем