Что такое архетип
Архетипы Юнга
Основные архетипы
Другие важные архетипы
Критика
Что такое архетип
Архетип — это структурный элемент коллективного бессознательного в аналитической психологии. Под ним подразумевают универсальные модели личности, которые человек имеет с рождения.
Впервые это понятие применительно к людям использовал швейцарский психиатр Карл Юнг, объявив их паттернами (образцами) поведения, которое мы наследуем от своих предков.
Архетипы в интерпретации Карла Юнга
Наставником Юнга был Зигмунд Фрейд. Поначалу они вместе работали над развитием психоанализа. Однако затем между двумя знаменитыми психиатрами случились разногласия, в результате которых Юнг приступил к разработке собственного подхода, ставшего в дальнейшем известным как аналитическая психология.
Так же, как и Фрейд, Юнг уделял большое внимание бессознательному (и выделил комплекс Электры у девочек), однако в отличие от своего старшего коллеги, он считал, что оно может быть не только личным, но и коллективным. По его мнению, наша психика состоит из трех элементов:
- Эго
- Личное бессознательное
- Коллективное бессознательное
В этой системе Эго является нашим сознательным разумом. Личному бессознательному отведена роль «хранилища» воспоминаний. А коллективное бессознательное, в свою очередь, представляет собой ту часть психики, в которой содержатся знания и опыт, «унаследованные» нами как представителями человеческой расы в целом и определенного этноса в частности.
В своей книге «Психология бессознательного» психиатр написал:
«Это особенно верно в отношении религиозных идей, но центральные концепции науки, философии и этики не являются исключением из этого правила. В их нынешнем виде они представляют собой варианты архетипических идей, созданных путем сознательного применения и адаптации этих идей к реальности. Ибо это функция сознания — не только распознавать и усваивать внешний мир через врата чувств, но и переводить в видимую реальность мир внутри нас».
Карл Юнг был не согласен с гносеологическим тезисом tabula rasa (лат. «чистый лист»), исходя из которого все мы рождаемся без какого-то внутреннего содержания, и наши личности формируются исключительно на основе индивидуального опыта.
По мнению ученого, все как раз наоборот —
От Маски до Самости: основные архетипы
Юнг выделил несколько основных архетипов, однако подчеркивал, что их число может быть бесконечно. Кроме того, они подобны своеобразным «сосудам», чье специфическое содержание определяют история, культура, а также личный контекст.
Таким образом,
1. Маска (персона)
Данный архетип — то, как мы «презентуем» себя миру. Ты, наверное, слышала про «социальные маски», которые мы «надеваем» в разных ситуациях. Человек может по-разному вести себя в определенных условиях и иметь массу «ролей». Подумай о тех, что есть у тебя — это может быть дочь, подруга, подчиненная или начальница, клиент, любовница.
-
Не пропустите
Тому, как «носить маски», ребенок учится с детства. Маска (персона) отвечает за то, чтобы мы не выбивались из установленных обществом правил, скрывая свое истинное «Я», со всеми теми импульсами и побуждениями, которые выбиваются из социальной нормы.
Есть у этого архетипа один серьезный минус:
2. Тень
Также известная как Альтер-Эго, Тень воплощает все то темное и низменное в нас, что мы тщательно скрываем от окружающих. В него заложены наши сексуальные и животные инстинкты, а также пороки, слабости, недостатки.
В Тень уходит все то, что неприемлемо для общества, а также нашего собственного представления о морали и ценностях — например, алчность, гнев, зависть, агрессия или похоть. Стоит отметить, что
Юнг предположил, что она может появляться во сне и принимать ужасающие формы монстров, демонов или змей. Также он отмечал, что эту «темную сторону» имеет каждый из нас, а те, кто привык отрицать наличие в себе Тени, как правило, проецируют ее на других, обвиняя их в «порочности».
-
Не пропустите
3. Анима или Анимус
Этот интересный архетип описывает женские черты в мужской психике (Анима) и наоборот — мужские в женской (Анимус) и играет большую роль в гендерной идентичности. Проявлением Анимы в мужчине является наличие у него таких качеств, как впечатлительность, повышенная эмоциональность или даже нежность.
В отличие от Маски, Анима/Анимус является нашим истинным Я, а не «игрой для других», представляя собой взаимосвязь коллективного и личного бессознательного. Так, общество может навязывать человеку определенные стереотипы поведения в соответствии с его половой принадлежностью (мальчики не плачут или девочки не дерутся), что приводит к внутреннему конфликту, если предложенная роль (мужественная или женственная) не совпадает с самоощущением Анима/Анимуса.
Когда люди подавляют своих внутренних Анимов/Анимусов, это может привести к проблемам в психическом развитии, а также спровоцировать одностороннее развитие личности.
4. Самость
Верховный архетип. Это объединенное бессознательное (коллективное и личное), а также сознание индивида. Самость рождается по мере развития человека, когда интегрируются различные аспекты личности.
По мнению Юнга, дисгармония между бессознательным и сознательным разумом может привести к психологическим проблемам, поэтому нам важно признавать в себе наличие разных сторон и учитывать конфликты, которые могут возникать между ними.
Другие архетипы и вклад Пирсон
Как мы упомянули выше, Юнг подчеркивал, что число архетипов неизмеримо, они не являются статичными, обладая способностью объединяться друг с другом. Помимо четырех основных, упомянутых выше, психиатр выделял другие значимые архетипы. Вот лишь несколько из них:
- Отец: авторитет, действие, сила.
- Мать: забота, поддержка, любовь, утешение.
- Ребенок: невинность, новое начинание, спасение.
- Мудрый старик: опыт, знание, мудрость.
- Герой: победитель, защитник, спасатель.
- Дева: невинность, желание, чистота.
- Обманщик: ложь, смута, корысть.
У Юнга был ряд последователей, которые продолжили развивать его идеи. Одной из них стала Кэрол Пирсон — американская писательница, которая, взяв за основу работы швейцарского психиатра, а также психоаналитика Джеймса Хиллмана, мифолога Джозефа Кэмпбелла и других глубинных психологов, опубликовала в 1986 году книгу «Герой внутри: шесть архетипов, по которым мы живем», ставшую бестселлером.
Позже она выделила 12 архетипов личности, написала на эту тему еще несколько книг и совместно с Хью Марр создала индикатор архетипов (PMAI), помогающий определить архетип человека, чтобы помочь людям лучше понять свои мотивы.
Критика и слабые стороны идеи об архетипах
Идеи Юнга с самого начала не были так популярны, как Фрейда, и его архетипы сегодня используются не столько в психологии, сколько в метафизике и литературе.
Проблема в том, что архетипы определяются крайне расплывчато и образуют бесчисленные разнообразия, из-за чего не поддаются обобщению. Кроме того,