Источник здесь и далее: deagreez, Studio Romantic/stock.adobe.com

Команда, способная достигнуть больших результатов, — это от 3 до 20 человек, связанных общей целью. Я их называю команды-пазлики. Кто это такие? Это коллективы, где каждый делает свою работу, несет за нее ответственность и совершенствуется. При этом он знает обязанности коллег, но вмешивается в их работу только тогда, когда попросят. Двигаясь к единой общей цели, весь коллектив умеет коммуницировать, может выступить с личной инициативой, участвует в корпоративной культуре и уважает друг друга.

Шаг за шагом

Звучит идеально. Но собрать такую эффективную команду.

1. Задать себе вопрос «зачем»

Часто оказывается, что трудозатраты на сборку и поддержание именно командной работы несоразмерны цели и нужно было выбрать сразу другой путь. Это нормально, эффективно. Пробуй.

2. Набрать в команду профи, схожих с тобой 

Если взять на работу сильного специалиста, но агрессора по сути, это ослабит командный дух, и велика вероятность провала. Хочешь побеждать — не бери и не держи слабых, заменяй, если компетенции уже не востребованы. Прощайся, не затягивая и не тони в переживаниях. За пределами рабочей обстановки никто не мешает вам дружить. 

3. Сформулировать общую цель

Зачем мы собрались и сильно стараемся — вот вопрос на который надо найти ответ. Цель может трансформироваться, как и пути достижения. Главное, чтобы ее разделяли все.

4. Руководить

Несмотря на то, что в команде все «пазлики» самостоятельны и компетентны, их руководитель должен быть авторитетным и профессиональным в достижении поставленной цели. Не в командообразовании, а в эффективном достигаторстве. Не в мотивации и подпинывании, а чуткости и поддержке. 

5. Продумать правила

Нужно составить перечень важных формулировок, позволяющих оптимизировать процессы и эффективно работать. Функционал лучше прописывать на старте, редактировать по мере необходимости, требовать соблюдения и контролировать результаты, поощряя или наказывая. Никаких разночтений. Всегда однотипно: стимул — реакция. Найди отдельного человека или поручи кому-то объяснять новичкам правила. 

6. Добавлять комфорта

Вкусные печеньки, мягкие диваны, настольные игры, гибкий график работы, ДМС — все, что ты можешь сделать для удобства сотрудников. А еще нам всем комфортно, когда безопасно. Вот это и есть главная задача комлида — дать ощущение защищенности, когда можно говорить, что думаешь, когда можно не согласовывать каждый шаг, когда твоя значимость очевидна и не нужно манипулировать, чтоб тебя заметили.

7. Оцифровывать все

Оцифровать можно абсолютно все. Начиная от ведения записей проделанной работы: 10 переговоров, 30 звонков, 20 продаж. До более сложных конструкций в виде эссе «насколько я молодец сегодня». Вечерние отчеты заряжают и укрепляют самооценку. 

8. Строить открытые коммуникации

Открытое общение —  это про уважение своих потребностей и донесение их до людей. Если я больше работаю и хочу повышения оплаты, то открыто говорю, что финансовая составляющая должна соответствовать объему. Если чувствую, что нужен перерыв, говорю, что надо выдохнуть. Важна честная коммуникация на результат. 

Члены команды

На что обратить внимание при создании команды мечты разобрали, сейчас хочется сделать акцент на том, кто эти люди, которых ты набираешь в команду. Психологи выделяют дополнительно к организационно-функциональным ролям (руководитель департамента, бухгалтер, smm) в команде еще и психологические. Кто же эти члены команды.

  • Деятели. Направлены на достижение результата.
  • Душа команды. Ориентированы на поддержание отношений, внутренний пиар и командную атмосферу.
  • Контролеры. Занимаются соблюдением правил и поддержанием четкости.
  • Новаторы. Ориентированы на изменения, следят за новинками и создают условия для внедрения подходящих в кокоманду.
  • Оценщики. Отслеживают конструктивную критику и прямолинейное транслирование своей точки зрения.
  • Командные мыслители. Ориентированы на анализ, выстраивание гипотез и активацию их проверок.

Найди баланс

В команде важен баланс людей с разными психологическими ролями. В идеале: 70% — про результат, 40% — про отношения, 20% — про процессы, 30% — про инновации, 20% — про прагматичность, 10% — про анализ. 

И огромная роль в эффективной команде, конечно, у тимлида. Он начинает всегда с себя, а именно — разделяет ответственность за достижение и провалы. Имеет право допустить ошибку, поскольку знает, что всегда можно найти решение. Лидер может чего-то не знать, но он обязательно все исправит. Умеет просить помощи и помогать. Открыто все обсуждает, в том числе.критику. Умеет находить компромиссы и соблюдает договоренности. Фокусируется на поиске решения, а не на персоне. Уважает мнение каждого члена команды. Открыто и аргументированно говорит, если не согласен. Доверяет коллегам и не обманывает их. 

И напоследок лайфхак. Если нужно похвалить сотрудника, сделай это громко, при всех. Если пожурить, то в первый раз скажи это наедине, подскажи, как исправить ситуацию, помоги, если попросят. В то же время можно предупредить, что в следующий раз выговор будет при всех. Это вполне справедливо.

Эффективная команда — это команда ментальных силачей, профессионалов, разделяющих общую цель и относящихся друг к другу с уважением и большой заботой. Чтобы сформировать такую команду, нужен лидер, сами «пазлики», время и силы на формирование идеальной дримтим. Дерзай! 

Рекомендуем