Источник здесь и далее: личный архив героини

В 2025 году журналу «Лиза» исполнится 30 лет! В цикле публикаций под общим названием «В главной роли — женщина» о своей работе, взглядах на жизнь и семейных ценностях расскажут 30 уникальных женщин. Праздничную серию продолжает интервью с Натальей Пониной, автором и создателем инклюзивных раскрасок и игрушек.

С чего началась история вашего проекта TimArt Toys? 

Наталья Понина (далее — Н.П.): Все началось в 2020 году с сотрудничества с благотворительным фондом. Тогда я создала игрушку — маленькую копию инвалидной коляски, которую вместе с настоящей коляской получали в подарок малыши от года до трех лет. Этот трогательный момент и стал отправной точкой для моего проекта.

Почему именно тема инклюзии привлекла ваше внимание?

Н.П.: Для меня инклюзия — это не просто работа с людьми с инвалидностью. Сегодня это гораздо более широкий и важный концепт, который касается уважения и принятия всех, независимо от их особенностей — будь то физические ограничения, культурные традиции или происхождение. В мире, полном разнообразия, уникальность каждого человека — это то, что обогащает общество. 

30 интервью с уникальными женщинами: Наталья Понина, создатель инклюзивных раскрасок и игрушек

Как вы оцениваете уровень инклюзии в России сегодня? 

Н.П.: Вопрос инклюзии в нашей стране сложен и многогранен. Безусловно, прогресс есть, но этого недостаточно. Принимаются важные законы, создаются ресурсные центры, внедряется инклюзивное образование, тема обсуждается в СМИ. Однако многие города остаются труднодоступными для людей с инвалидностью. Даже в школах инклюзия порой остается формальной: не хватает специалистов, тьюторов, адаптированных программ, а также психологической поддержки для всех участников образовательного процесса — и для детей с инвалидностью, и для их одноклассников, и для учителей. Реализация инклюзивных программ зачастую зависит от энтузиазма и желания конкретных образовательных учреждений.

Еще одной важной проблемой остается низкий уровень трудоустройства людей с инвалидностью. И пожалуй, самый слабый аспект — большинство людей не готово к естественному взаимодействию. Люди с инвалидностью часто сталкиваются с гиперопекой, жалостью, страхом, непониманием, стигматизацией, а иногда просто становятся «невидимыми» в общественных пространствах.

30 интервью с уникальными женщинами: Наталья Понина, создатель инклюзивных раскрасок и игрушек

Что можно сделать, чтобы окружающие изменили свое отношение к людям с ОВЗ?

Н.П.: Изменение отношения — это длительный процесс, требующий усилий на всех уровнях: от государственной политики до работы с обществом, включая образование и трудоустройство. Важный шаг — просвещение, особенно среди детей и молодежи. Именно здесь начинается основа изменения общества. На мой взгляд, нужно интегрировать темы инклюзии и уважения к различиям в книги, игрушки, программы детсадов и школ. Важно показывать людей с инвалидностью не как «особенных», а как обычных героев — друзей, ровесников, коллег. Это поможет формировать позитивные ассоциации с детства.

С какого возраста стоит начинать подобные разговоры? 

Н.П.:  Мне кажется, вовлекать детей в тему инклюзии можно и нужно как можно раньше. Главный принцип — говорить спокойно, честно (на уровне понимания ребенка) и с уважением. Начинать с малого — с книг, раскрасок, игрушек, нейтральных наблюдений. И постепенно углублять разговор по мере взросления ребенка. При этом спокойная и уважительная реакция со стороны взрослых — очень важный пример для подражания. 

Когда ребенок видит ровесника в инвалидной коляске, он обычно спрашивает родителей: «А почему этот мальчик (эта девочка) не ходит?» Взрослые часто ограничиваются коротким предложением: «Он болеет». А как бы вы ответили на этот вопрос? 

Н.П.:  Ответ «он болеет» может показаться простым и понятным, но часто он вызывает дополнительные вопросы и даже страх. Дети могут начать бояться, что инвалидность — это что-то заразное, или не понимать, почему «больной» ребенок гуляет, а не лежит в постели. Такие темы лучше обсуждать не в спешке, а заранее, на уровне, понятном для ребенка.


Если вы еще не затрагивали тему инклюзии, можно объяснить маленьким детям, например, так: «Ноги мальчика не умеют ходить так, как твои. Поэтому он ездит в специальной коляске, чтобы передвигаться, играть и смотреть на мир, как и ты!» Для детей постарше можно немного больше углубиться в объяснение, акцентируя внимание на том, что все люди имеют свои особенности, но интересы и чувства у нас общие. 


Есть несколько книг, которые помогут детям лучше понять важность инклюзии: Тиль Швайгер «Безухий заяц и ушастый цыпленок», Матс Вэнблад «Птенчик Короткие Крылышки», Наталья Ремиш «Про Диму и других. Как говорить на сложные темы».

Почему вы выбрали формат игрушек, раскрасок и сувениров для продвижения инклюзивных идей? 

30 интервью с уникальными женщинами: Наталья Понина, создатель инклюзивных раскрасок и игрушек

Н.П.: Игрушки и раскраски — это тот инструмент, благодаря которому инклюзия может стать не абстрактной идеей, а естественной частью повседневной жизни ребенка. Они позволяют детям через игру и творчество воспринимать различия как нечто нормальное и положительное. Например, игрушка в инвалидной коляске помогает детям понять, что ребенок с инвалидностью — обычный человек, который тоже может радоваться жизни. Такой подход позволяет нормализовать тему инвалидности еще до того, как дети начинают осознанно размышлять о «различиях». Дизайн всех продуктов я придумываю сама.

Есть ли у вас команда? Принимают ли участие люди с инвалидностью в создании ваших продуктов?

Н.П.: В моей команде есть молодые мамы — иллюстраторы, которые сейчас находятся в декрете. Это мой осознанный выбор и поддержка женщин, которые в данный момент не могут работать полный рабочий день. Также я сотрудничаю с волонтерами — незрячими людьми, которые, используя материалы проекта, проводят уроки доброты со школьниками.

С какими основными трудностями вы сталкиваетесь при развитии проекта? 

Н.П.: Главная трудность — продвижение продуктов. Люди зачастую поддерживают проект на словах («это важно», «замечательная инициатива»), но погружаться в тему по-настоящему не желают. Это приводит к выгоранию. И здесь всегда помогает семья, а также другие социальные предприниматели, среди которых много хороших друзей, готовых помочь не только советом.

Какой формат семейного отдыха вам ближе? Что помогает восстановиться?

Н.П.: У нас большая семья, и каждый любит разный отдых. Но всех объединяет одна страсть — путешествия. Мы особенно любим исследовать малые города России. А перезагрузиться мне зачастую помогает физическая активность — будь то спорт, легкая нагрузка или просто перестановка мебели и генеральная уборка.

Какие качества для вас важны в близких, коллегах, партнерах?

Н.П.: Прежде всего, это честность и открытость. Именно на них строятся доверительные, искренние и прочные отношения. Ложь или недосказанность неизбежно ведут к проблемам во взаимоотношениях, разрушают связь изнутри, заставляя партнеров тратить энергию не на созидание, а на борьбу.

О чем вы мечтаете как женщина, мама и создатель проекта, который помогает менять мышление общества?

30 интервью с уникальными женщинами: Наталья Понина, создатель инклюзивных раскрасок и игрушек

Н.П.: Как мама, я мечтаю, чтобы мои дети выросли ответственными и эмпатичными членами общества, осознающими свои права и обязанности, способными критически мыслить, активно участвовать в жизни сообщества и при этом обладающими внутренней устойчивостью, чтобы не просто адаптироваться к кризисам и изменениям, но и находить в них возможности для роста.


Как создатель инклюзивного проекта, я мечтаю, чтобы наше общество стало по-настоящему открытым и равным для всех — где различия не просто принимаются, а ценятся как источник силы. 


«Лизе» в этом году исполняется 30 лет. Какие воспоминания у вас связаны с журналом? 

Н.П.:  «Лиза» — журнал моего юношества. Мама всегда его покупала, и для меня этот журнал был настоящим источником вдохновения и полезной информации. 

Блиц

  • Самое главное в жизни для меня... быть полезной обществу, делать и создавать то, что делает нашу жизнь лучше.
  • Больше всего я люблю... свою семью и свое дело.
  • Мой главный стимул... видеть, как меняется понимание инклюзии людьми. Ценность этих изменений, даже минимальных, неоценима для всех нас.
Рекомендуем