Здесь и далее: pixabay.com

Когда в нашей жизни появились всевозможные коммуникаторы и коллективные чаты, казалось, они принесут лишь плюсы. Ведь как удобно — самые актуальные проблемы можно обсудить сообща, не пытаясь физически собрать всех вместе. Быстрое и эффективное общение. А как легко стало собирать деньги переводом на карту какому-нибудь активисту — на ремонт дачной дороги, на день рождения учителя, на цветы в подъезде и т. п. Почему же тогда все больше людей отписываются от родительских, школьных, домовых, дачных и других подобных чатов? Есть две самые распространенные причины:

  • Первая — постоянная перегруженность чата разговорами, в том числе пустой болтовней, которая отвлекает и раздражает.
  • Вторая — хамство в чатах. Люди, которые при личной встрече никогда не позволили бы себе оскорбительные выражения, хотя бы из опасения получить пощечину, на расстоянии чувствуют безнаказанность и распоясываются.

Можно ли заставить хама ответить за свои слова, написанные в общем чате? Важно понимать, что подобное общение с точки зрения закона уже давно переросло из личного в публично-дистанционное — то есть в чате нельзя высказывать свое мнение, используя нецензурные выражения или оскорбления в другой форме. Если с нецензурной лексикой все более или менее ясно — круг обсценных слов и выражений четко очерчен, — то с оскорблениями надо разобраться подробнее.

Что такое оскорбление

Хамить изволите? Как сегодня могут наказать за оскорбление в домовом, родительском или другом чате

По закону, оскорбление — это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме. Это может быть нецензурная брань или выражение, которое противоречит общепринятым в обществе нормам, аналогии с чем-либо. 

Единого критерия и перечня оскорблений не существует. Степень нанесенного оскорбления может определить только суд. При необходимости можно обратиться за лингвистической экспертизой для подтверждения оскорбительности формулировки. При этом в соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ пострадавший должен обосновать свои требования.

Сложности, которые могут возникнуть:

  • не всегда можно доказать, что оскорбили именно тебя, а не твоего тезку из того же чата;
  • для весомости доказательств нужна привязка к номеру телефона обидчика — номер телефона должен быть зарегистрирован на его имя.

Незнание закона не освобождает от административной ответственности в случае чрезмерной, пусть даже и разовой, несдержанности в чатах или личной переписке.


Наказание за грубость

За любое оскорбление при общении в чатах и социальных сетях предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 5.62 Кодекса об административных правонарушений РФ «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». За нарушение штрафуют. Размер наказания зависит от того, где произошло оскорбление:

  • В личной переписке (WhatsApp, Телеграм, смс) — тогда штраф составит от 3 до 5 тыс. руб. 
  • В общем чате. В этом случае оскорбление считается публичным, поэтому штраф строже — 5-10 тыс. руб.

Алгоритм действий

Хамить изволите? Как сегодня могут наказать за оскорбление в домовом, родительском или другом чате

Чтобы действительно наказать обидчика и надолго отбить у него желание хамить, нужно не отвечать аналогично, а действовать строго по закону — с холодной головой.

Что нужно сделать: 

  1. Обратиться к нотариусу и нотариально удостоверить факт нанесения оскорбления. Нотариус заверит страницу, содержащую информацию оскорбительного характера и выдаст протокол осмотра;
  2. Написать в прокуратуру заявление о нанесенном оскорблении. Приобщить доказательство в виде нотариально удостоверенного протокола осмотра страницы, которая содержит указанные слова и выражения;
  3. Ждать окончания административного расследования. После этого дело передадут из прокуратуры мировому судье для дальнейшего рассмотрения;

После рассмотрения административного дела судья вынесет решение о привлечении обидчика к административной ответственности и назначит штраф.

Правила общения в чатах и мессенджерах

Как в домашних, так и в рабочих чатах есть общепринятые правила поведения. Соблюдая их, участники могут обезопасить себя и окружающих от грубости и досадного недопонимания. 

Правила, которые надо соблюдать в переписке:

  • Общение должно быть от первого лица — не анонимным. Если собеседник скрывает лицо, лучше не вступать с ним в перепалку. Это провокатор. Поэтому бесполезно тратить на него время. 
  • Дробить информацию. Если в переписке много информации, лучше каждым смысловой блок выделять отдельно. Чтобы не возникло путаницы. Длинные тексты в мессенджерах сложно воспринимать. 
  • Не писать по одной фразе. Другая крайность — выдавать по одному слову или короткой фразу в чате. Это сбивает с толку и мешает усваивать информацию целиком. 
  • Придерживаться одной темы. Когда важную проблему обсуждают более десятка человек, и кто-то вдруг начинает уводить разговор в сторону, это раздражает. Можно нарваться на неприятности. 
  • В конце каждого диалога фиксировать принятые решения и задавать уточняющие вопросы. Это нужно, чтобы после не было разногласий и недоразумений. Причем нужно учитывать, что кто-то мог подключиться позже или на время выпасть из беседы. 
  • Отвечать кому-то конкретно нужно, используя функцию «Ответ». Чтобы остальные не принимали реплику на свой счет.
  • Не писать в чаты после 21:00 без срочной необходимости.  У людей есть своя жизнь, поздние сообщения могу быть невовремя. Например, помешать общению с семьей, отдыху и вызвать раздражение.

Эти несложные правила помогут избежать ссоры в переписке и, если недоразумение произошло, — доказать свою правоту. Причем каждое сообщение, которое считывается как оскорбление и нарушение прав, надо фиксировать — делать скриншоты экрана. Эти доказательства тоже понадобятся при подачи заявки. 

Рекомендуем