Не считаешь себя шопоголиком? Даже если так, ты наверняка совершаешь спонтанные покупки, причем в самых обычных супермаркетах. Сколько бы эксперты по семейному бюджету не призывали ходить в магазин со списком и не тратить деньги впустую, мы все равно это делаем. Но виной тому не только наше легкомыслие — войдя в магазин, мы даже не представляем, сколько сил, времени и знаний потрачено на то, чтобы мы расходовали деньги якобы «по своей воле». Познакомься с самыми распространенными маркетинговыми ловушками и старайся их избегать.
1 Акции и скидки
Это любимая уловка продавцов, которая заставляет раскошелиться. Сезонные товары со скидкой кажутся такими привлекательными. Но покупая дешево что-то одно, например, мясо для шашлыка, ты тут же прикупаешь к нему овощи, соусы, древесный уголь и т. п. Еще один вариант — ты кладешь в корзину товар по акции, а потом на кассе узнаешь, что скидка действует лишь при покупке еще двух товаров этой фирмы. Или работает от определенной суммы. Приходится докупать.
2 Перекладывание товара на другие полки
Этим продавцы занимаются даже в небольших магазинах. А в крупных супермаркетах регулярные перестановки и перекладывание товара с места на место — железное правило. Самый ходовой товар — хлеб, молоко, овощи — чаще всего располагают подальше от входа. Чтобы как можно больше людей в поисках необходимого обошли все витрины и попутно набрали лишнего. А перестановка, лабиринты стеллажей и залов — крючок для постоянных покупателей. Нечего привыкать — чем дольше будешь блуждать по магазину, тем больше потратишь. Работает безотказно.
3 Приятная атмосфера
Ничто так не способствует шопингу, как приятная музыка, аппетитный запах и правильная цветовая гамма. Причем, энергичная музыка стимулирует покупать быстро и много. А спокойная расслабляет, заставляет спокойно и безмятежно прогуливаться вдоль витрин и проводить в магазине больше времени. Результат тот же — покупаешь больше, чем надо, как минимум на 15%. Проверено, что лучше всего заставляет потратиться запах ароматной выпечки. А также интерьер холодных тонов — зеленоватого, голубого.
4 Большая тележка
Думаешь, кто-то заботится о твоем удобстве? Не обольщайся. Обычной корзинки тебе чаще всего вполне бы хватило. Но когда ты берешь огромную тележку на колесах, превращаешься в ненасытную утробу. Не возить же в таком «транспорте» пакет молока и хлеб. Возьму-ка я еще это, и это, и это — давно хотела попробовать…
-
Не пропустите
5 Тематические островки
В этом случае эксплуатируются наши стереотипы. На Новый год нужно покупать подарочные наборы, что-то с елками, снеговиками и т. п. На День Святого Валентина — «Рафаэлло» и всевозможные сердечки. К 8 Марта выкладывают наборы косметики, цветы во всех видах, шампанское и т. п.
6 Цветные ценники
Мы уже привыкли к тому, что желтые (синие, красные и т. п.) ценники означают выгодную покупку. На самом деле это далеко не всегда так. Приучи себя внимательно читать то, что написано на ценнике. Часто цена там может быть указана не за килограмм, а за единицу товара. Или цветной ценник может относиться к другому товару. Или цвет вообще не означает скидку — продавец имеет право печатать ценники на любой бумаге.
7 Успей купить
Создание искусственного дефицита — еще один эффективный прием стимулирования спроса. Если покупатель узнает, что осталась последняя пачка (коробка, упаковка и т. п.) какого-то товара, он почти наверняка купит. Так работает психология потребителя — раз все разбирают, значит, это что-то хорошее и нужное. Так что возьму, пока есть, а дома разберусь, необходимо ли это мне.
Это лишь часть профессиональных маркетинговых приемов, которые заставляют нас легко и бездумно расставаться с деньгами. Лучший способ бороться со спонтанными покупками — не расслабляться в магазине. Помни, за твоим кошельком идет охота!