Когда после очередного показа они шли по московским улицам, прохожие останавливались, как вкопанные, и смотрели им вслед.
1 Мила Романовская — Русская березка
Стройная блондинка, «русская березка», как назовут ее позже зарубежные журналы, в алом платье-макси с узорчатой бисерной вышивкой на груди — такой появилась на подиуме, а позже и за границей Мила Романовская. Девушка мечтала поступить в консерваторию, хотела стать актрисой, но выдающихся актерских способностей у нее не было. Одна лишь красота: белокурые волосы (блондинки были в моде) и сразившая всех наповал стройная фигура. По счастливой случайности Мила Романовская оказалась на подиуме в Ленинградском Доме моделей, а позже ходила в лучших платьях Вячеслава Зайцева на Кузнецком мосту.
Хрупкость, славянская красота и наряды в русском стиле принесли ей мировую известность. В отличие от судеб многих других советских манекенщиц жизнь Милы Романовской не сложилась трагично. С первым мужем она эмигрировала в Израиль, продолжила карьеру в Лондоне. Позже вышла замуж за бизнесмена Дугласа Эдвардса и теперь помогает ему с бизнесом.
2 Регина Збарская — Красная королева
Звезда Всесоюзного Дома моделей на Кузнецком мосту и главная конкурентка Милы Романовской, Регина Збарская, была ее полной противоположностью. Стрижка «под пажа» — идея Вячеслава Зайцева, темные волосы, стройность и образ итальянской красавицы принесли ей славу русской Софи Лорен в иностранной прессе. Регину Збарскую пригласила на Кузнецкий мост художник-модельер Вера Аралова. Она заметила молоденькую студентку экономического факультета ВГИКа на одной из светских вечеринок.
3 Лека Миронова — наша Одри Хепберн
Двойником Регины Збарской считалась манекенщица Лека Миронова. Главную музу Вячеслава Зайцева окрестили советской Одри Хепберн. Модельер приметил Леокадию (полное имя девушки) в Молодежном доме моделей. Уже через два дня Лека Миронова выступила с дебютным показом в Звездном городке.
Успех пришел после поездки в Латвию на Всесоюзный съезд молодых модельеров. Леку Миронову поставили в один ряд с Региной Збарской и Еленой Метелкиной, однако, в отличие от них, манекенщице не пришлось делить подиум с зарубежными моделями. Ее выбрали представительницей СССР на Всемирном параде топ-моделей, но разрешение на выезд за границу не дали.
Отношения с сотрудниками КГБ у Леки не сложились. Под гнетом угроз, в попытке спасти мать и своего любимого, литовца по имени Антанас, манекенщица отказалась от отношений с ним и поездки в Латвию. А позже, уже из-за другого столкновения с чиновниками, отказалась и от блестящей карьеры. Несколько десятилетий Лека Миронова работала швеей на дому, пока в начале 2000-х Вячеслав Зайцев вновь не стал приглашать ее на показы в качестве почетной модели.
4. Валентина Яшина — красивая до неприличия
Она оставалась востребованной на подиуме до 65 лет. В юности Валентину Яшину заметил на улице фотограф, предложил сниматься. Невероятно стройная фигура обеспечила ей путевку в Дом моделей. При этом красоту манекенщицы нередко находили неприличной. По словам Валентины Яшиной, подиум раскрепостил ее, но у советской публики накрашенная девушка в брючном костюме вызывала «испанский стыд».
5 Татьяна Михалкова — самая везучая
Жена режиссера Никиты Михалкова в молодости была манекенщицей самого знаменитого Дома моделей страны. Татьяна легко прошла кастинг, члены жюри отметили красоту ее длинных ног. Именно она впервые вышла на подиум в мини-юбке и стала носить ее в повседневной жизни. Как протеже Вячеслава Зайцева, Татьяна ездила на показы за границу, работала по контракту в Италии, сотрудничала с эстонским журналом мод «Силуэт». Манекенщица оставила карьеру после заключения очень удачного брака — с известным актером и режиссером Никитой Михалковым — и посвятила себя семье. Но полностью из моды не ушла. В 1997 году Татьяна Михалкова создала благотворительный фонд «Русский силуэт». Организация поддерживает художников-дизайнеров и российских производителей модной одежды.
6 Галина Миловская — «эта безумная русская»
Она была первой советской манекенщицей, снявшейся для Vogue. Однако сначала Галина Миловская работала демонстрантом одежды во Всесоюзном институте ассортимента легкой промышленности и культуры одежды (термин манекенщица тогда не употребляли). Позже она начала сотрудничать с Домом моделей на Кузнецком мосту и приняла участие в Международном фестивале мод в Лужниках. В 1969 в Москву прилетел фотограф Андре де Роне, который хотел сделать фотосессию для Vogue — и только с Галиной Миловской.
Съемка проводилась на территории Кремля и Оружейной палаты под надзором сотрудников КГБ. Советская красавица позировала с экспонатами Алмазного фонда и скипетром императрицы Екатерины Второй. Работать пришлось бесплатно — гонорар ушел в казну СССР, однако попасть на обложку глянца для Галины Миловской было важнее и престижнее. Не обошлось и без скандала: за фотографию в брюках с раздвинутыми ногами на брусчатке рядом с Мавзолеем красавице запретили работать с зарубежными изданиями.
Окончательно манекенщица потеряла работу после выхода в свет итальянского еженедельника «Эспрессо». На обложке была фотография Галины Миловской в раскрепощенном стиле боди-арт. Поверх груди на фото красовался анонс — «На прахе Сталина: эксклюзивная публикация запрещенной в СССР поэмы Твардовского «Теркин на том свете».
Для Галины Миловской началась черная полоса: последовала травля, нельзя было устроиться на работу даже уборщицей. Советская манекенщица смогла получить визу и улететь за границу. Там она вышла замуж за банкира, оставила модельную карьеру, закончила режиссерский факультет в Сорбонне.
7 Елена Метелкина — инопланетянка
Еще один неземной образ вошел в историю кинематографа благодаря манекенщице Елене Метелкиной. В кино ее пригласил режиссер Ричард Викторов. В научно-фантастическом фильме «Через тернии к звездам» Елена Метелкина сыграла инопланетянку Нийю. Также ей досталась эпизодическая роль в киноленте «Гостья из будущего».
Советская мода действительно «сквозь тернии» добивалась зарубежного признания, что в очередной раз доказывает, как тесно связана мода и история страны. Русские манекенщицы 60-х и 70-х годов ради «московской мечты» — носить хорошую и дорогую одежду и удачно выйти замуж — шли на большие риски и жертвы: отказывались от любви, прощались с мечтами, сотрудничали с КГБ и нередко были загублены собственной же красотой. Ведь труд «демонстрантов одежды» еще долго не принимался обществом всерьез.