Источник: pixabay.com

Бойся своих желаний, говорит народная мудрость. Тем, кто грезил возвращением в СССР, где было самое вкусное мороженое и бесплатное жилье, в ближайшее время вероятно предстоит столкнуться с явлением, которое полвека назад в нашей бытовой жизни было распространенным и вполне привычным — дефицитом. Массовый уход западных производителей, санкции и проблемы с логистикой заставят нас вспомнить времена, когда мужчины буквально охотились за запчастями, а женщины — за одеждой и косметикой. Конечно, все мы верим, что наша жизнь очень скоро наладится, но, возможно, есть смысл расспросить бабушек и дедушек на предмет лайфхаков эпохи дефицита — их бесценный опыт нам может очень пригодиться.

Подписывайся на наши группы в социальных сетях — там еще больше полезных советов, идей, а еще вдохновляющие картинки и интересные видеоролики.
Яндекс Дзен
Телеграм
ВКонтакте

Встретимся в гараже

В СССР автопром не баловал население разнообразием. Самой массовой маркой были «Жигули». Нишу эконом-класса занимал смешной, но вполне доступный трудяга «Запорожец». Семейный «Москвич» исправно возил на рынок и на работу. А автомобилем мечты служила вместительная и солидная «Волга», на которой, в том числе, ездили и таксисты. Станций техобслуживания (СТО) было очень мало, поэтому на них всегда выстраивались огромные очереди. Как реальные, так и виртуальные — например, обычного кузовного ремонта можно было ждать до полугода. Мастера таких станций пользовались огромной популярностью. С ними дружили и генералы, и народные артисты, и известные спортсмены — каждый более или менее влиятельный человек имел «своего» автослесаря наряду со «своим» врачом, парикмахером, портнихой и т. п. Через автослесарей путем обмена или протекции можно было «урвать» другой дефицит, а иногда и билеты на громкую премьеру. В свободное время эти мастера не скучали — в своих гаражах открывали подпольные мастерские, в которых зарабатывали больше, чем на основной работе.

Однако частные услуги теневых мастерских могли себе позволить далеко не все. Гораздо дешевле было сделать мелкий ремонт своими руками. Поэтому практически каждый автовладелец уже через год после покупки машины обзаводился необходимыми навыками слесарных работ, искусства покраски, замены колес и т. п. С гордостью шутили: «СССР — страна всеобщей слесарной грамотности». У каждого в багажнике обязательно лежали всевозможные гаечные ключи, пусковые провода, паяльник, изолента и еще очень много полезных вещей, которые народная смекалка приспособила к авторемонту.

Сам себе слесарь

Источник: соцсети

В выходные каждый двор превращался в мастерскую. Открытые капоты, колеса на асфальте и ноги, торчащие из-под автомобиля, — обычная воскресная картина в советском дворе. Автовладельцы помогали друг другу, делились знаниями, умениями и инструментом. А главное — запчастями. Вот что было в настоящем дефиците. Запчасти при большой удаче можно было приобрести в редких автомагазинах, в тех же мастерских, в том числе из-под полы, в таксопарках (для «Волги»), либо у спекулянтов за большие деньги. При этом в каждом городе было всем известное «тайное» место, где продавались любые запчасти. Но, конечно, все это обходилось в копеечку, раз в 10 дороже реальной цены, поэтому чаще выручали фантазия и жизненный опыт.

Важно понимать, что «прокачка» в те времена мало кого интересовала. Выделяться было немодно. Главная цель — содержать машину в таком состоянии, чтобы она служила семье не год и не два. Некоторые железные кони передавались от отца к сыну. Вместе с лайфхаками по ремонту, конечно. Некоторые из этих приемов можно вспомнить и сейчас:

  • тормозные колодки для автомобиля «Жигули» обновляли следующим образом — наклеивали накладки на старые колодки и сушили их в духовке;
  • вместо уплотнения под тормозные манжеты накручивали изоленту под протекающие детали;
  • оживить свечи можно было, прокалив их на газовой плите. Зимой, чтобы они не успели остыть, их обязательно плотно заворачивали, быстро выносили на улицу и устанавливали на место;
  • вместо краскопульта использовали пылесос, закрашивая царапины на корпусе.

Все равно красивая

Источник: соцсети

Выдумке и предприимчивости наших бабушек, умудрявшихся при дефиците косметики, держать марку и слыть первыми красавицами в мире, остается только позавидовать. Нам, избалованным изобилием, сегодня даже в голову не приходит, на что они шли, чтобы выглядеть стильными и ухоженными. Использовались и вековые народные рецепты, и самые неожиданные подручные средства. Вспомним некоторые из них.

  • овсяные хлопья — незаменимое средство для сохранения молодости кожи. Из овсянки делали всевозможные маски и скрабы. Особенно хорошо они воздействовали на жирную кожу, а также вполне эффективно боролись с различными покраснениями и увлажнениями;
  • уксус применялся вместо бальзама-кондиционера для волос. Нужно было добавить немного уксуса в воду и ополоснуть волосы. Уксус отлично разглаживает поверхность волоса, придает блеск и облегчает расчесывание. Волосы становятся шелковистыми и не электризуются. Главное — не переборщить;
  • майонез — идеальная маска для волос. Стоит только намазать им волосы, оставить на полчаса — питание и блеск обеспечены. Правда, годится такая маска лишь для очень сухих волос;
  • зубной порошок — альтернатива матирующей пудре. За счет содержащегося в нем экстракта мяты порошок хорошо убирал жирный блеск. Недостаток этого средства, конечно, тоже очевиден — кожа выглядела очень бледной;
  • цветные мелки — голубые, фиолетовые, зеленые — использовали вместо теней для век. Их растирали в порошок и добавляли немного воды. Стрелки рисовали мягким карандашами из набора «Художник». Там же брали и карандаши для контура губ;
  • яичный желток помогает вымыть голову, если под рукой нет шампуня. Еще один вариант — корки черного хлеба. Нужно размочить их в воде, размять в кашицу и нанести на голову;
  • детская присыпка отлично выполняла функции дезодоранта, особенно если предварительно обработать вымытые с мылом подмышки спиртовой настойкой пахучих трав или одеколоном.

Вас может заинтересовать