Источник: pixabay.com

Никто не поспорит, что карантин помог нам переосмыслить многое и оценить те вещи, которые до пандемии казались чем-то вполне естественным: прогулки в парке, походы в ресторан, общение с близкими… Большинство в своих социальных сетях признаются, что стали иначе смотреть на жизнь: на цели, мечты и даже на страхи, которые мешают их воплотить. И если в ближайшее время отпуска нет в твоих планах, но все еще есть боязнь летать на самолетах, то спешим обрадовать — данное время как нельзя лучше подходит для того, чтобы поработать над собой, избавиться от аэрофобии и начать смело воплощать то, что всегда откладывали на потом. 

Что такое аэрофобия и как отличить ее от «накручивания»

Аэрофобия — гипертрофированный, неконтролируемый и иррациональный страх перед полетом на самолёте.

По статистике, только 15% людей на борту чувствуют себя как дома — спокойно и расслабленно. Остальные же испытывают некое беспокойство, что вполне нормально, если, конечно, оно не выходит за грани разумного. Например: учащенное сердцебиение, сбивчивое дыхание, повышенное потоотделение. Некоторые люди еще за несколько дней до полета начинают искать в Интернете различную информацию об авиакатастрофах, анализировать, а в результате и вовсе отказываться от передвижения на данном виде транспорта или отдают предпочтение поездам и машинам.

Как же отличить аэрофобию от простого «накручивания», которым страдают те, у кого бурная фантазия?

Кто такой аэрофоб и почему у него появляется страх летать на самолетах

Контролер: испытывает страх потерять контроль над собой и ситуацией.

Человек с чувством беспомощности, родом из детства. Когда в своей личной истории человеку пришлось столкнуться с безвыходной ситуацией (травматичной, но часто неосознанной), где ничего не зависело от него. Смерть родителя, болезнь близкого, теракт, землетрясение и тому подобное.

Слишком раннее взросление в анамнезе, в котором «внутренний» ребенок загнан в тупик. Он боится, но молча. Пока самолет не взлетит, где он начинает кричать.

Человек, который живет с дефицитом доверия, а может быть вовсе без него:

  • жил в семье, где его научили не доверять миру;
  • живет в небезопасном мире;
  • перфекционист во всем;
  • контролирует себя, свои эмоции, жизнь, семью, друзей и т.д;
  • имеет низкую или завышенную самооценку;
  • живет в жестких рамках и запретах;
  • живет с запретом на проявления эмоций;
  • живет без удовольствия в жизни;
  • все ему должны или он всем должен;
  • не желает делегировать полномочия никому;
  • не способен радоваться и быть спонтанным.

Решая проблему аэрофобии, человек решает айсберг накопленных проблем, где основная проблема — дефицит доверия.

Аэрофобия после авиакатастрофы

Рассмотрим ситуацию, когда аэрофобия имеет все основания быть.

История бизнесвумен Оксаны Каландадзе.

«Раньше не боялась никогда, чувствовала себя вполне комфортно на борту, но произошла ситуация. Я летела из Сочи, в молодости, мне было не страшно совсем, тут самолет начал трястись, но я подумала, как обычно, — это турбулентность, ничего страшного. Потом начали выпадать маски, резко, с потолка, мы как-то начали лететь почему-то вниз «мордой» самолета, все это сопровождалось жуткими криками детей, взрослых, так как мы понимали, что летим не туда. Сели в другом аэропорту, не долетев до пункта назначения. У нас была аварийная посадка. В итоге я потеряла сознание, как и многие, кто летел в самолете, потому что перепад, наверное, высоты слишком резкий произошел. Я не знаю, кто и как посадил самолет, об этом, кстати, в СМИ не было вообще никакой информации. Я очнулась уже в Скорой помощи, когда нас всех оттуда повыносили. После этого я начала бояться. Возможно, смогла бы перебороть свой страх, если бы у меня были бы какие-то внутренние ресурсы для этого, если бы мой муж на тот момент меня как-то поддержал, пожалел, а он просто пытался отрицать и говорил: «Да ладно, это было одна ситуация». Мне было страшно при падении, потому что я понимала — ситуация вышла из-под моего контроля полностью, а я человек, контролирующий по жизни, а это, кстати, у аэрофобов, самая первая проблема. И вдруг ты не можешь ничего сделать и просто, как килька в консервной банке, летишь вниз, и даже пристегивайся — не пристегивайся — понимаешь, что ты скоро погибнешь. Говорят, перед смертью люди могут перед каким-то критическим моментом подумать обо всей своей жизни, так вот, за эти пять минут я успела подумать обо всем по кругу раз двадцать, особенно о том, зачем я здесь вообще оказалась, лучше бы я ехала на поезде, там хотя бы есть шанс выжить. Слава богу, осталась жива, но вот этот страх, фобический просто, он засел во мне. Потом пыталась летать пару раз, но это заканчивалось все очень плохо, плачевно, ужасно. В итоге сделала вывод, что это чересчур страшно для меня, а еще у меня начались приступы панической атаки, именно в самолете. С того момента я решила  — с меня хватит, а в голове было одно: «Господи, пожалуйста, только я сяду — я больше никогда не полечу, обещаю». Ну, вот, собственно, обещание и держу».

Вот несколько рекомендаций:

  1. При фобических расстройствах важно всегда проконтролировать свое здоровье: проверить и отмести органические поражения головного мозга, эндокринные нарушения и так далее.
  2. Определи свою мотивацию на излечение от аэрофобии или наличие сопротивления к этому. Верю ли я в свое излечение? Вылечусь ли или «мне никто не поможет», «пустая трата времени»? При неверии можно говорить о внутреннем сопротивлении, ведь иногда фобия настолько сильно вживается в систему психики, что начинает приносить пользу. Как привычка курить, помимо негативного влияния, может давать расслабление.
  3. Обратись к специалисту, который вызывает доверие (при хорошем союзе это обеспечит 40% успеха).
  4. На самом деле мы способны контролировать лишь свое дыхание, поэтому, в первую очередь, рекомендуется осваивать все техники, связанные с ним. Контролируя его, мы начинаем контролировать свою жизнь и свой страх. Это требует усилий и времени. Но результат гарантирован на 100%.
  5. Правильно расслабляться поможет микс «дыхание+медитации+мантры». Найди свои любимые мантры  — внеси в свое расписание ежедневные практики. И тело, и психика запомнят: когда ты поешь мантру и медитируешь, ты спокойна.
  6. Важна концентрация внимания. Навык, который ты приобретешь как в психотерапии, так и в хорошей школе йоги.
  7. Можно еще пойти учиться на пилота. Здесь контроль тебе обеспечен.

При некоторых тревогах помогут:

  1. Знания и понимания того, что происходит на борту.
  2. Закрепление позитивного опыта. Смотри больше реальных картин полетов, избегай «мрачных» историй.
  3. Занятия на летном симуляторе, представляющем собой полноразмерную копию реального самолета. Любой желающий может «поднимать самолет в небо» или «приземляться», настраивать погоду и время суток, убедиться в надежности автоматического управления.
  4. Общение с людьми не тревожного спектра с позитивным опытом.
  5. Осознания перспектив жизни с фобией и без нее. Можно построить карты желаний на ближайшие 10 лет без фобии и жизнь с фобией.
  6. Выбор жизни с фобией или без нее.
  7. Расширяй свои границы и выходи из зоны комфорта и контроля. Например, занятия аэройогой. Отлично помогает.
  8. Выходи из материального мира в духовный. Йога, медитации, дыхание, осознанность.
  9. Начни с бумажных самолетов.

Если не знаешь причину — рекомендации те же, что и выше, либо — иди к психотерапевту. Еще есть известный всем подход.

«Техника пустого стула»

Аэрофобия: как научиться летать
pixabay.com

Ставь перед собой пустой стул и на него сажай свою фобию. Начни с ней знакомство: опиши, сколько ей лет, как она выглядит, каких размеров? Твои эмоции, чувства и слова при виде ее? Претензии? Предложения? Вопросы? Воспоминания? Когда появилась впервые? Что ей способствовало? За что ее любишь, а за что — нет? Хочешь поблагодарить за что-то?

Когда тебе больше нечего ей сказать, пересаживайся на ее стул и начинай давать ответ. Там пойдет поток: откуда я, что делаю в твоей жизни, зачем нужна, оберегаю от чего?

Часто случается «оберегающая» позиция. Девочка осталась сиротой, фобия стала ее мамочкой, которая говорит: «Так нельзя, это опасно». А так бы она сошла с ума. Если надо, можешь 10 раз садиться туда-сюда. Главное — выговорить все претензии друг другу, попросить прощение и высказаться о любви.

Татьяна Буланова – певица, заслуженная артистка России:

Аэрофобия: как научиться летать
@bulanova.official

«Аэрофобия у меня была с самого детства. Я даже не знаю, откуда она появилась. Не было никаких ни случаев, ни событий, ни предпосылок. Я реально боялась. Даже если самолет еще вблизи не видела. Естественно, мне нравится контролировать процесс и то, что, когда ты сидишь в самолете и не можешь повлиять — наверное, играет какую-то роль. Сейчас я гораздо легче к этому стала относиться и проще, но все равно у меня нет такого, когда, допустим, сяду я в машину или сяду в поезд — спокойно еду. Самолет — некое испытание для меня. Наверное, самое волнительное — процесс взлета и посадки, а когда самолет уже набрал высоту и летит по заданной траектории — то уже нет такого волнения. Да, я летаю, все равно. Есть какие-то успокоительные, легкие таблетки. Честно говоря: пара бокалов того же шампанского, и я уже гораздо проще и легче к этому отношусь. Когда была беременна и нельзя было выпивать и принимать таблетки, то просто как-то себя сдерживала, хотя для меня все равно это достаточно волнительный процесс. А если здоровье и ситуация позволяют расслабиться и выпить, например, бокал вина — то, конечно, я этим воспользуюсь».

Рекомендуем