Деменция на сегодняшний момент неизлечима, но ее прогрессирование можно затормозить, чтобы продлить человеку нормальную жизнь. Афазия — одно из нарушений, связанное с деменцией. Что это такое и что с этим делать, узнали у врача-невролога.
Что это и в чем причины
Афазией в медицине называется частичное расстройство или полная утрата речи. Этим она отличается от алалии — состоянии, когда речи в принципе никогда не было.
Речь — функция сложная, она требует распознавания сказанного слуховым центром, понимания, сопоставления с событиями из нашей памяти, синтеза ответа и его произнесения за счет движений губ, языка, гортани. В связи с этим, при разговоре мы используем достаточно большие участки мозга. Нарушение в любом них может привести к речевым нарушениям, то есть афазии. Сама по себе афазия не является самостоятельным заболеванием, она всего лишь проявление какого-то процесса или события повредившего участок головного мозга, и вызвавшего нарушение или утрату его функции.
В нашем мозге, как и в компьютере, разные доли отвечают за разное, поэтому в неврологии есть понятие «очаговой неврологической симптоматики». Это ситуация, в которой болезнь повреждает определенный отдел, и врач видит соответствующее нарушение работы организма.
За речь отвечает:
- височная доля, именно там расположен центр слуха, и связанный с ним центр Вернике в левом полушарии у правшей, распознающий сказанное.
- лобная доля отвечает за логику, мышлений, в задненижней части левого полушария у правшей содержит зону Брока, отвечающей за воспроизведение слов.
- теменная доля также участвует в формировании речи, хотя более связана с чтением, счетом.
Травмы, последствия операций, опухоли, инсульты, рассеянный склероз, воспаление мозга — любой из таких процессов, повредивший кору в этих зонах, будет вызывать афазию. В целом, надо отметить, что все эти заболевания достаточно серьезные и жизнеугрожающие, поэтому
Афазия достаточно разнообразна, и это связано прежде всего с размером и расположением повреждения мозга. Далеко не всегда, только при массивной травме мозга или обширном инсульте, мы видим полную афазию, когда пациент ничего не говорит, и не понимает обращенную к нему речь. Чаще встречается частичная афазия, то есть какие-то функции сохраняются.
Кто наиболее подвержен риску афазии
Афазия возникает у многих людей в результате инсульта. Как мужчины, так и женщины страдают в равной степени, большинство людей с афазией находятся в среднем и пожилом возрасте.
Также факторы риска болезни включают:
- Неспособность к обучению. Люди, у которых в детстве была неспособность к обучению, такая как дислексия, могут подвергаться несколько более высокому риску афазии.
- Определенные изменения генов, простыми словами — наследственность. Если патология была у других членов семьи, у человека может быть больше шансов заболеть.
-
Не пропустите
Виды афазии
Классификации афазии бывают разные, например, классификация афазии по А. Р. Лурия, где выделено шесть форм заболевания:
- Акустико-гностическая.
- Акустико-мнестическая.
- Афферентная моторная.
- Семантическая.
- Эфферентная моторная.
- Динамическая.
Акустико-гностическая (сенсорная) афазия возникает в результате поражения височных отделов коры головного мозга и связана с нарушением восприятия и обработки услышанной речи в центре Вернике. Человек с этой формой афазии теряют способность понимать обращенную к ним речь, но может складывать произносить слова и говорить. Речь его выглядит запутанной и нелогичной. Часто больные говорят быстро, эмоционально, но несвязно. Люди с акустико-гностической афазией могут записывать слова и читать вслух.
Акустико-мнестичнеская афазия развивается при поражении на стыке височной и теменной долей. Больные кажутся забывчивыми и, зная назначение того или иного предмета, не помнят, как он называется. Люди с такой формой афазии лишены способности понимания антонимов и синонимов, переносных значений слов.
Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна, но в основном содержит глаголы. Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счета и других арифметических действий, но при этом больные неплохо читают.
Афферентная моторная афазия становятся следствием поражения нижних теменных отделов коры головного мозга. У пациента отмечается отсутствие инстинктивной речи, речевой эмбол (слово, его часть или короткое словосочетание, которые больной повторяет много раз подряд при попытке что-то сказать). При тяжелой степени поражения человек не может произнести даже звук. Еще одним признаком афферентной афазии являются значительные трудности при записывании букв в правильном порядке.
Семантическая афазия также связана с поражением теменной доли, но выше. Такая форма афазии характеризуется тем, что больной забывает названия предметов и явлений, не понимает сложные грамматические конструкции и не может их воспроизвести при речи. Речь, как правило, сохранена, но письмо и чтение значительно замедляются, нарушается счет.
При эфферентной афазии происходит поражение задних отделов лобной доли, самого центра Брока. При этом может сохраняться возможность произношения отдельных слов, фраз, но сильно страдает способность к повторению. При грубой эфферентной моторной афазии речь может отсутствовать полностью и для сообщения какой-либо информации больной пользуется жестами, при этом понимает сказанное и выполняет команды.
Динамическая афазия также отмечается при поражении лобной доли. Она достаточно вариативна. При наличии выраженного расстройства диагностируется не только речевой дефект, но и выраженная эхолалия и эхопраксия (когда человек механически повторяет за своим оппонентом его действия).
Лечение
Основную роль в восстановлении функции речи играют не лекарственные препараты, но прежде всего тренировка и занятия с логопедом.
Если пациент в сознании и с ним можно каким-либо образом общаться, то восстановление речи начинается уже с первых суток возникновения афазии. Восстановительное обучение могут проводить логопеды, врачи-неврологи, психоневрологи и члены семьи.
Традиционный подход подразумевает тренировку и закрепление навыков использования речи, при этом пациенты вновь учатся произносить звуки, слоги, затем составлять слова и предложения.
Восстановить речь довольно сложно, поэтому заниматься нужно ежедневно. Лучше всего, чтобы не только логопед, но и сами родственники и знакомые пациента в повседневной жизни активно провоцировали человека на общение и помогали понять смысл слов.