Кадр из фильма «Одаренная»

Дислексия и дисграфия
Тестирование
Причины
Что делать
Упражнения

Понятие дислексии и дисграфии и их отличие друг от друга

Если объяснять простыми словами, то это состояние, когда человек меняет местами буквы и цифры, неправильно ставит ударение, имеет дефекты в устной и письменной речи. В результате он не может похвастаться абсолютной грамотностью.

Дислексия вызывает сложности с чтением, а дисграфия — с письмом. В первом случае это выражается в пропуске и добавлении звуков, искажении слов. Дислексики медленно читают, путают буквы, «проглатывают» слоги, плохо воспринимают информацию на слух и неправильно используют слова. Они также не всегда различают похожие гласные (например, «ё» и «ю») и парные согласные — звонкие и глухие («б» и «п», «з» и «с»).

Дисграфия затрудняет письменные навыки: приводит к грамматическим и синтаксическим ошибкам, отсутствию прописных букв в начале фразы. Такие люди стараются избегать длинных предложений и ограничиваются краткими формулировками. Дисграфики путают похожие по написанию буквы: «ш» и «щ», «р» и «ь», «з» и «э». Их почерк не отличается красотой, а письменные работы безграмотны и неаккуратны.

Как протестировать дислексика, чтобы выявить проблему

Дисграфия и дислексия: что такое простыми словами
Кадр из фильма «Хранитель времени»

Можно попросить человека быстро написать под диктовку текст и посмотреть, какое количество букв он меняет местами. Часто бывает, что дислексики ошибаются и в цифрах, переставляя их в другом порядке, и для них это норма. Точно так же обстоит дело и с ударениями: они постоянно делают акцент не на тот слог.

Существуют самые распространенные ошибки, которые помогают обнаружить проблемы с чтением или письмом.

Что должно насторожить:

  • Путаница с графически похожими буквами.
  • Дефекты произношения и написания, отсутствие и замена звуков и букв.
  • Недописывание слов, пропуск слогов.
  • Ошибки в написании предлогов и приставок: слитное вместо раздельного и наоборот.
  • Трудности в передаче мягкости звуков на письме, неуместное употребление мягкого и твердого знаков.
  • Проблемы с понятиями «направо» и «налево», плохое ориентирование в пространстве.
  • Сложности с определением сезонов. Например, вместо слова «осень» говорится «весна».

Таким образом, дислексия и дисграфия имеют разные особенности. Но все признаки, характерные для этих нарушений, не являются единичными случаями и повторяются ежедневно.

Иногда речевые дефекты — это просто определенная форма безграмотности, когда человек неверно употребляет близкие по звучанию и схожие по смыслу слова. Тут нужно прислушиваться и замечать, какие ошибки допускаются чаще всего, направлять на это внимание и регулярно напоминать о правильном применении того или иного слова.

Окружающим необходимо учитывать, что у человека «сбит прицел», и немного потренироваться, чтобы понимать его.

Причины возникновения речевых нарушений

Дисграфия и дислексия: что такое простыми словами
Кадр из фильма «Комната»

Формирование навыков чтения и письма — это сложный процесс развития артикуляции, слухового восприятия звуков, зрительного и двигательного анализаторов. Все эти преобразования происходят в головном мозге и завершаются в возрасте 10-11 лет. Дислексия и дисграфия могут возникнуть в следующих случаях:

При нарушениях речевого слуха и звукопроизношения

Если человек плохо слышит и не проговаривает звуки, у него появляются проблемы с письмом и чтением.

Неразвитая способность различать буквы

Для этого мало просто видеть то, что находится вокруг, нужно еще и обладать особым типом зрения. Оно помогает запомнить и повторить письменное обозначение букв.

Особенности анатомии головного мозга

Речевой центр обычно расположен в левом полушарии, а зрительные образы обрабатываются в правом. Поэтому те, у кого лучше развито правое полушарие, плохо пишут, но зато хорошо рисуют.

Генетическая предрасположенность

В данном случае ребенок наследует от родителей трудности при овладении речью. Эта особенность часто передается из поколения в поколение и становится заметной на втором году школьного обучения.

Гендерный фактор

Мальчики страдают дислексией и дисграфией в 3-4 раза чаще девочек.

Билингвальность

Дети, растущие в двуязычных семьях, нередко страдают речевыми нарушениями.

Психологические причины

Ребенок, на которого с ранних лет оказывается давление, привыкает сопротивляться, в том числе и при общении с учителем.

Прочие факторы

Малыш, к примеру, много времени проводит у телевизора, и его глаза привыкают двигаться хаотично. Поэтому в школе ему бывает трудно следить за строчкой в книге или рабочей тетради.

Что делать, если у ребенка дислексия

Дисграфия и дислексия: что такое простыми словами
Кадр из фильма «Хранитель времени»

Дислексию и дисграфию называют признаками талантливых людей, но порой они приносят немало неприятностей. Особенно страдают дети, которым не всегда могут помочь педагоги, родители и друзья.

Часто близкие даже не знают, что делать в подобной ситуации. Важно осознавать, что эти нарушения никак не связаны с уровнем интеллектуального развития. Напротив, дети с дислексией как раз демонстрируют отличные способности к обучению. К тому же они очень активны, общительны и наделены уникальным творческим мышлением.

  1. На собеседовании при поступлении в школу учитель должен обратить внимание, не пропускает ли ребенок буквы, слова и строчки, понимает ли смысл прочитанного, не вставляет ли в текст придуманные слова.
  2. Если школьник быстро устает и раздражается от чтения — это повод уделить ему особое внимание.
  3. При дислексии и дисграфии неуместны слишком строгие требования и наказания, поскольку это вредно для детской психики. Такое отношение учителя провоцирует насмешки одноклассников, что приводит к дискомфорту и психологическим травмам.
  4. Родители должны настоять на правильной оценке учебной деятельности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. При дислексии и дисграфии нельзя ставить ребенку двойки за то, в чем он не виноват.
  5. Обнаружив у школьника эти нарушения, следует проконсультироваться со специалистом. Чем раньше придет помощь, тем проще ему будет освоить учебный материал.
  6. Успех во многом зависит от учителя, которому нужно изменить подход к образовательном процессу. Здесь будет полезно применение различных вспомогательных методик: ассоциативных техник, визуального ряда, аудиоформата.
  7. Эффективны и методики для развития концентрации внимания. Очень важно уметь не отвлекаться от работы, сосредоточившись на чтении, а также понимать, что время, потраченное на занятия — это один из этапов успешного обучения.
  8. Сегодня разработаны специальные тетради для детей-дислексиков, всевозможные электронные устройства и приложения, которые помогают справиться с трудностями при выполнении уроков, моментально увидеть свои ошибки и исправить их.

Упражнения для коррекции дислексии и дисграфии

Дисграфия и дислексия: что такое простыми словами
Кадр из фильма «Артур и минипуты»

В целом, в дислексии и дисграфии нет ничего страшного. Это абсолютно обычные формы мышления, просто немножко иные. В этом случае человек не обращает внимания на правильность написания слов, но придает большое значение смыслу. Поэтому, если у ребенка обнаружилась дислексия, не стоит отчаиваться.

Можно заниматься проблемой, а можно оставить все как есть. Дислексики в большинстве своем — гениальные люди, обладающие многими талантами. И уж конечно, никаких признаков отставания в интеллектуальном развитии у них не имеется. Они не сильны в языковых дисциплинах, зато отлично разбираются в математике и прочих точных науках.

Но если все же хочется скорректировать эти особенности, то нужно выполнять определенные упражнения, которые активизируют зоны головного мозга, связанные с речью. Так можно повлиять на умственную деятельность и внимание — и ошибок станет меньше.

  • Главный совет: не отчаиваться. Люди с дислексией и дисграфией вполне способны показать удовлетворительные результаты, если будут заниматься проблемой.
  • Помогут упражнения по скорочтению, которые настраивают мышление на более широкое восприятие материала.
  • Занятия могут включать в себя повторение лексики, диктанты, поиск подходящих слов по определенным звукам, разбор слов на буквы и звуки.
  • Используй иллюстрации, позволяющие усвоить правильное написание букв.
  • Не стоит заставлять много читать и писать — это ничего не даст. Лучше бери не количеством, а качеством. Откажись от больших заданий, на первых порах сосредоточься на навыках устной речи. Подойдут упражнения для развития звукового восприятия.
  • Ошибки при разборе объемных текстов могут запомниться как неудачный опыт. Не ругай ребенка за отсутствие результата и не переживай, когда что-то получается не сразу. Очень важно правильно настроиться и контролировать свои эмоции.
  • Не стоит также и слишком сильно радоваться незначительным успехам. Лучше всего сохранять спокойствие и уверенность, что в конечном итоге все будет хорошо.

Полностью избавиться от дислексии не получится, но ее вполне реально сгладить и сделать почти незаметной. Одним для этого понадобятся годы, другие получат положительные результаты через несколько месяцев.

Тем не менее, никакие меры не приведут к идеальной грамотности. Поэтому не нужно стараться полностью исправить эти особенности. В любом случае, история знает множество примеров, когда дислексики становились известными учеными, политиками, бизнесменами и людьми искусства.

Рекомендуем