Леонид Варламов и Илья Копалин — 1943 год
Документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», в котором показана битва советских солдат с немецко-фашистскими захватчиками, был оценен Академией кино в 1943 году. Работа Варламова и Копалина получила первую за всю историю отечественного кинематографа золотую статуэтку в номинации «Лучший документальный фильм».
Советские операторы сумели запечатлеть реальные боевые действия того времени и создать фильм. Для американского проката его пришлось переозвучить, перемонтировать, а также изменить название на Moscow Strikes Back («Москва наносит ответный удар»).
Григорий Чухрай — 1962 год
Картина «Баллада о солдате», главным героем которой стал простой русский солдат Алексей Скворцов, совершивший подвиг и отправившийся в отпуск к матери, была хорошо принята западными зрителями. Фильм представляли на Каннском кинофестивале и на Международном кинофестивале в Лондоне, где он получил награды.
В 1962 году американская Академия кино номинировала киноленту Григория Чухрая на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий». Однако создатели ленты не получили заветную статуэтку.
Сергей Бондарчук — 1969 год
Знаменитая экранизация романа Льва Толстого «Война и мир» стала одной из лучших работ Сергея Федоровича. Над этим проектом он работал почти шесть лет. Бондарчук был не только режиссером, но и действующим актером — ему досталась роль Пьера Безухова. Также в фильме снималась и его жена Ирина Скобцева, которая перевоплотилась в Элен Курагину.
В 1969 году «Войну и мир» номинировали на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Американским киноакадемикам так понравилась работа советского режиссера, что они решили присудить победу именно ему.
Иван Пырьев — 1970 год
Американские критики очень ценили не только русскую классику, но и картины, которые советские режиссеры экранизировали по произведениям известных писателей. Высоко была отмечена работа режиссера и директора «Мосфильма» Ивана Пырьева «Братья Карамазовы», которую он снял по одноименному роману Федора Достоевского.
Картина номинировалась на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», но уступила победу алжирскому триллеру «Дзета» режиссера Коста-Гавраса.
Станислав Ростоцкий — 1973 год
Фильм «… А зори здесь тихие», снятый по одноименной повести Василия Быкова, оценили не только советские зрители, но и американские. Картина о старшине Федоте Васкове и пятерых девушках-зенитчицах, которые ведут неравный бой с немецкими диверсантами, в 1973 году была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Однако получить заветный приз создателям киноленты не удалось. Зато работа Ростоцкого популярна и сегодня, а в 2015 году даже был снят ремейк.
Владимир Меньшов — 1981 год
Считается, что мелодрама Владимира Валентиновича «Москва слезам не верит» понравилась американским киноакадемикам благодаря Алексею Баталову, которого они даже хотели пригласить в Голливуд. Картина победила в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Интересно, что Меньшов изначально не верил, что приз достался ему, так как новость ему сообщили первого апреля. Кроме того, получать награду отправился представитель советского посольства в США, ведь режиссер в то время не мог покидать Советский Союза.
Петр Тодоровский — 1985 год
Советская мелодрама «Военно-полевой роман», главные роли в которой исполнили Наталья Андрейченко и Инна Чурикова, повествует о событиях, происходящих в послевоенные годы. Премьера картины состоялась в 1984 году на 34-ом Берлинском кинофестивале, а Инна Чурикова получила награду за лучшую женскую роль.
Спустя год фильм номинировали и на американский «Оскар», но победа тогда досталась создателям швейцарского фильма «Диагональ слона».
Никита Михалков — 1994 год
Никита Сергеевич стал одним из немногих отечественных режиссеров, чьи работы часто выдвигали на премию «Оскар». Впервые это произошло в 1992 году, но тогда его картина «Угра — территория любви» уступила приз работе Режиса Варнье «Индокитай».
Через два года Михалков представил новую драму «Утомленные солнцем», где также снимался и сам. Кинолента была высоко оценена американскими кинематографистами и получила золотую статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Интересно, что режиссер так волновался, что даже забыл свой заветный приз в такси, но благодаря доброму водителю смог его вернуть.
Позже Никита Сергеевич выступал за то, чтобы его картина «Сибирский цирюльник» принимала участие в конкурсе, но Академия кино не приняла его работу. Лишь через десять лет его кинолента «12» вновь была номинирована на престижную премию.
Сергей Бодров-старший — 1996 год
Режиссер снял военную ленту со звучным названием «Кавказский пленник» — когда-то свои произведения так же называли Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Лев Толстой. В киноработе Бодрова-старшего показана жизнь двух российских военных, которые попали в плен во время Чеченской войны.
Американские критики решили выдвинуть работу режиссера на «Оскар», но вот победа все-таки досталась другому — Яну Свераку за его фильм «Коля».
Андрей Звягинцев — 2014 год
Несколько лет российские фильмы не выдвигали в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» — лишь иногда американским критикам представляли российские анимационные картины. В 2014 году работа Андрея Звягинцева «Левиафан» наконец-то была номинирована на «Оскар», но тогда победа досталась польскому режиссеру Павлу Павликовскому за фильм «Ида». Зато «Левиафан» получил «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке.
В 2017 году новая работа режиссера — «Нелюбовь» — также была номинирована на «Оскар», но заветную статуэтку Звягинцев вновь не получил. Впрочем, работа была оценена на Каннском кинофестивале и получила специальный приз.
- Узнай, в чем встречать Новый год твоему знаку зодиака