Ирина Алферова — одна из самых популярных актрис Советского Союза, которая добилась настоящего успеха. В прекрасную девушку с белокурыми локонами, васильковыми глазами и милым лицом влюблялись многие — режиссеры, поэты, композиторы, художники. Все они желали посвятить ей свои произведения, в которых воспевали необычайную красоту и талант.
Однако находились и те, кто ничего не хотел слышать об Алферовой и превращал ее жизнь в кошмар, если им все-таки доводилось сотрудничать. Сегодня Ирина Ивановна не любит вспоминать те печальные моменты, но зато с радостью рассказывает о своем творческом пути, о поступлении в труппу театра, о съемках в фильмах и, конечно же, о своих родных людях.
Новосибирская девчонка
Ирина Ивановна родилась в Новосибирске в семье юристов. Она с детства интересовалась театром и ставила с подругами спектакли, а в школе участвовала и организовывала различные постановки. В 15 лет Алферова случайно попала в профессиональную театральную студию. Дело в том, что она увидела буклет конкурса бальных танцев в Академгородке и решила поехать туда, так как всегда интересовалась танцевальным искусством.
Эта поездка стала для молодой девушки судьбоносной: когда она смотрела конкурс, к ней подошел режиссер и предложил поучаствовать в постановке — они тогда как раз искали героиню, похожую на Ирину Ивановну. Кончено же, она согласилась и с тех пор стала играть вместе со студентами театральных институтов и академиками.
«Мой партнер обладал ученой степенью! Я оказалась в окружении невероятно умных людей, которые постоянно вели научные разговоры. Мне все это нравилось, я стала посещать их клуб «Под интегралом», где обсуждались любые вопросы, даже советская Конституция. Спорили там до посинения», — вспоминала актриса.
Алферовой даже посчастливилось поучаствовать в первом конкурсе красоте. Тогда в Дом ученых, где находилась театральная студия, приехали столичные барды: Высоцкий, Галич, Клячкин, Кукин. В середине концерта объявили о проведении конкурса. Ирина Ивановна даже не собиралась участвовать, но ее потянули на руку на сцену, и отступить она уже не могла.
«Конкурс помню смутно. Нужно было красиво пройти, сказать какой-то свой девиз... Потом девочкам дали по яблоку и сказали: «Отдайте сопернице, которую считаете лучше себя». Я съела свое яблоко сама, и «Мисс...» выбрали меня», — вспоминала актриса.
Именно в театральной студии ей посоветовали поступать в столичный университет. Алферова прислушалась к словам своих наставников и после окончания школы вместе с мамой отправилась в Москву поступать в ГИТИС. Придя к зданию, она увидела толпу молодых людей, желающих стать студентами. В тот год, по признанию актрисы, было более двух тысяч человек на место.
Интересная история произошла с Алферовой на прослушивании. Она, желая произвести впечатление на комиссию, подкрасила глаза черным карандашом, не зная, что на экзамены запрещено приходить с косметикой на лице.
«Члены комиссии, едва меня увидев, подумали, что у меня косоглазие. Присмотрелись и отправили умываться. Когда я снова пришла и начала читать отрывок, меня прервали: «Вы что, кособокая?» — и направили к медсестре. Она меня раздела до комбинашки, осмотрела и объявила педагогам: «Все нормально, девочка просто поднимает плечо от зажима». Это чудо, что в результате меня взяли!» — рассказывала Ирина Ивановна.
Так началась ее столичная жизнь. Хотя в первое врем ей трудно было привыкнуть к новому незнакомому городу и чужим людям, поэтому часто по ночам она плакала. Студентка во время учебы играла в некоторых постановках и иногда даже снималась в кино, но роли, как у многих начинающих актрис, были незначительными.
Любимица телезрителей
Однако успех пришел к Алферовой, когда она училась на четвертом курсе. Тогда папка с ее фотографиями попала к режиссеру Василию Ордынскому, который подбирал актеров для экранизации романа Льва Толстого «Хождение по мукам». Кинематографисту так понравились фотографии молодой девушки, что он буквально влюбился в нее.
Когда же были пробы он и вовсе потерял голову от этой красоты и даже не заметил, что из-за волнения Ирина Ивановна немного забыла текст и неуверенно играла. Ее утвердили на роль Даши, хотя многие отказывались, чтобы режиссер снимал в фильме малоизвестную актрису. Но Ордынский смог отстоять ее, и начались долгие съемки.
Интересно, что Василий Сергеевич поставил своей подопечной ультиматум: во время работы в проекте она не должна играть в театре и сниматься в других фильмах. Ирина Ивановна согласилась, но если бы она знала, что съемки будут такими долгими, то, наверное, еще бы подумала.
Отсняв несколько серий, режиссер показал их высшему руководству, которое оценило его произведения. Однако в это же время Василий Сергеевич слег — у него произошел инфаркт. Алферова ждала, когда режиссер поправится и отказывалась от других проектов, ведь она когда-то дала слово и не собиралась нарушать обещание.
«И я ему поверила. Ордынский меня открыл и оберегал. Он — мой настоящий учитель в профессии…» — говорила о режиссере актриса.
Когда съемки картины завершились, и начался монтаж, Ордынский отпустил Алферову и разрешил ей принимать новую работу. Актрису звали в кино, но она мечтала о театре, куда и отправилась в 1976 году.
«Театр. Меня наконец-то взяли. Я иду по улице Горького, счастливая. Бегу… «Я в театре». Я всегда хотела работать в театре, но меня пригласил Ордынский в «Хождение по мукам». Я считала, что «Мосфильм» — это разврат. Когда меня взяли в Ленком, я просто летела. Я помню, по улице Горького, это был сентябрь, там продавали цветы. Видимо, у меня был такой счастливый вид, что какой-то мужчина, который меня увидел, выхватил эти цветы из ведра и сказал: «Это вам». Я просто счастливая была», — описывала свои чувства актриса.
В 1977 году состоялась премьера картины «Хождение по мукам», а Ирина Ивановна на следующий день проснулась знаменитой. С роли Даши Булавиной началось ее триумфальное восхождение на Олимп. Эта кинолента буквально дала ей путевку в жизнь.
В «Госкино» тогда решили, что обрушившуюся всенародную любовь нужно закрепить. Было решено — как только появится новый проект, в нем сразу же снимается Алферова. В то время Георгий Юнгвальд-Хилькевич как раз задумал снимать фильм «Д’Артаньян и три мушкетера».
Режиссер уже собрал актерский состав, но неожиданно руководство настояло, чтобы он взял Ирина Иванову на роль Констанции. Георгий Эмильевич долго не соглашался, ведь эту роль он уже отдал Евгении Симоновой, которая, по его мнению, была по-французски легкой, лукавой, ускользающей и обладала необходимым шармом. Для актрисы даже были сшиты костюмы.
Но против «Госкино» Юнгвальд-Хилькевич пойти не посмел — пришлось снимать Ирину Ивановну. Если бы актриса знала, что ее жизнь превратится в кошмар на период съемок, она бы, возможно, и не согласилась бы сниматься. Режиссер демонстративно показывал свою холодность, а ее красота его нисколько не трогала.
Более того, стоило ему только взглядом встретиться с Алферовой, как у него портилось настроение. В ней его раздражало все — особенно славянская внешность, в которой не было и намека на французскую барышню. Каждый съемочный день для Ирины Ивановны был невыносимым, а заканчивала она его со слезами на глазах.
Коллеги и съемочная группа постоянно успокаивали ее, а Михаил Боярский даже защищал. Максим Дунаевский, восхищенный ее талантом и красотой, предложил режиссеру написать композиции для героини, но Георгий Эмильевич был категорически против, хотя потом смилостивился и уступил композитору.
Интересно, что во время монтажа фильма режиссер решил переозвучить актрису и пригласил Анастасию Вертинскую — именно ее голосом говорит Констанция. Несмотря на отношение Юнгвальд-Хилькевича к Алферовой, зрители оценили ее игру, а эта роль сделала из нее настоящую звезду Советского Союза. Ирине Ивановне писали письма, уговаривали сняться в новых фильмах и, конечно же, признавались в любви. Но тогда ее сердце уже было занято.
Трижды жена
У Ирины Ивановны всегда было много воздыхателей, вот только она не на всех обращала внимание. Стоило ей только переступить порог ГИТИСа, как все тут же обратили на нее свои взоры.
«Студентка ГИТИСа Ирина Алферова – это нечто невозможное, неотразимое. Весь ГИТИС был влюблен в Ирину Алферову, весь. Она шла в невероятном белом платье, всегда было ощущение, что она летела. Всегда эти волосы, эти голубые глаза, эта невероятная наивность, какая-то невозможная», — говорил Иосиф Райхельгауз.
Во врем съемок в картине «Хождение по мукам» Ирина Ивановна познакомилась с болгарским дипломатом Бойко Гюровым, за которого вскоре вышла замуж и от которого родила дочь Ксению. Актриса переехала в Софию, но жила на два города — ей приходилось возвращаться в Москву ради работы. Но этот союз был недолгим, поэтому Алферова вместе с дочерью вернулась на родину.
На календаре 1976 год. Ирина Ивановна поступает в труппу Ленкома. В первый же день она знакомится с одним из самых красивых актеров — Александром Абдуловым. «Я вхожу в театр, и стоит Саша. Сразу видно по лицу, что что-то с ним произошло. И Янковский подошел. Посмотрел на меня, на него и сказал: «Ооо, твоя жена». Да, у него было так, он такой интуит», — вспоминала актриса.
Надо отметить, что на нее тогда обратил внимание не только Абдулов, но и его друзья. «Вот если красивая женщина, он не мог ее пропустить. Ведь знакомство с Ирой произошло как: молодая девушка, красавица неземной красоты пришла в Ленком. Сидел Абдулов, Янковский и Збруев, и они поспорили: на кого Ирка клюнет быстрее», — рассказывал Александр Мягченков.
Но самым настойчивым оказался Александр Гавриилович. Он был настолько влюблен, что был готов бросить весь мир к ногам актрисы и мог совершить любой подвиг ради нее. Красивые ухаживания, букеты — это лишь малая часть. Однажды на гастролях он сделал Ирине Ивановне предложение, а она в шутку попросила донести ее на руках от гостиницы до театра: мол, выполнишь это желание, тогда выйду замуж.
Однако эту шутку актер принял всерьез: он действительно нес на руках любимую женщину около километра. Вскоре пара поженилась, а Александр Гавриилович полюбил и воспитал дочь своей жены как родную. Ксения только в 16 лет узнала, что ее биологический отец — болгарский дипломат.
Семья Абдулова и Алферовой казалась идеальной, супругов обожала вся страна. За эту звездную пару режиссеры были готовы драться. А после выхода фильма «С любимыми не расставайтесь» многие поняли, что так правдоподобно могут сыграть только те, кто любит по-настоящему. К сожалению, актеры повторили судьбу своих героев — через 15 лет после свадьбы и венчания они расстались.
Оказалось, что в идеальной со стороны семье все было не так гладко. Ирина Ивановна любила спокойную, тихую, размеренную жизнь, а Александр Гавриилович, как его характеризуют друзья, был настоящим хаосом.
Он часто приглашал друзей домой, устраивал шумные вечеринки. Все это, конечно же, не нравилось его жене.
В 1993 году супруги расстались. Позже Абдулов признавался, что еще несколько лет не мог прийти в себя, хотя это именно он ушел из дома. Несмотря на трудное расставание, актеры продолжали служить в одном театре, были задействованы в совместных постановках и кинолентах.
Спустя два года Ирина Ивановна в третий раз вышла замуж за актера Сергея Мартынова, с которым познакомилась еще в 1978 году на пробах фильма «Братья Рико». Спустя почти 20 лет они снова встретились — тогда оба снимались в картине «Звезда шерифа».
«После тех съемок мы не расставались. Я благодарна Богу, что он свел нас с Сережей. С ним я стала по-настоящему счастливой женщиной…» — признавалась актриса.