Источник: Igor Rand/unsplash.com

Зависимость, которой не существует

По данным Американского общества эстетической хирургии, еще десять лет назад число женщин в возрасте от 19 до 34 лет, которые «укололи» себе ботокс, выросло больше чем на 40%.

С тех пор состав инъекций изменился: они стали более безопасными и современными, в них используются различные альтернативы токсина и заполняющая гиалуроновая кислота. Но ситуация с растущим количеством все более молодых девушек и женщин, которые делают себе эти инъекции, сохранилась.

Такое положение дел привело к тому, что все заговорили о существовании зависимости от ботокса. Якобы в составе «сывороток красоты» есть что-то такое, что заставляет кожу к ним привыкать. Это как с количеством сахара в кружке кофе: со временем сладость напитка притупляется, и вместо двух кусочков ты начинаешь класть три. 

Идея в целом выглядела весьма привлекательно: было удобно обвинять ботулинический токсин и его «друзей» во всех смертных грехах. Только вот ученые очень быстро опровергли информацию. Выяснилось, что никакую физическую зависимость ботокс не вызывает. А все, что происходит с людьми, которые никак не могут от него отказаться, зависит только от них самих. 

Диагноз — дисморфофобия

Какие психологические проблемы ты пытаешься решить с помощью бесконечных бьюти-процедур
Velizar Ivanov/unsplash.com

На самом деле у нездорового пристрастия к косметологии есть вполне научное название — дисморфофобия (или дисморфическое расстройство). Это общий термин, которым обозначается крайнее недовольство человека собственным телом. Но в каждом конкретном случае под прицелом может оказаться та или иная его часть.

Расстройство умеет принимать разные формы и масштабы, но суть остается одинаковой: ты видишь недостатки там, где их не видят другие. Сосредоточенность на «дефекте» постепенно становится все более навязчивой, человек не может нормально жить и заниматься рутинной деятельностью. 

Такие люди могут тратить часы на то, чтобы замаскировать или скрыть свой «недостаток». А самое опасное здесь то, что чем серьезнее ситуация, тем выше шансы, что они никогда не будут удовлетворены результатами косметологических манипуляций. Именно поэтому в кабинет любимого специалиста они наведываются снова и снова.

Как проверить себя?

Конечно, диагноз может поставить только специалист. Но можно проверить, есть проблема или нет, честно честно ответив себе на три простых вопроса:

  1. Насколько сильно тебя беспокоит этот недостаток?

  2. Как часто ты о нем думаешь?

  3. Ты уже пыталась справиться с ним раньше?

Проблема без решения

Какие психологические проблемы ты пытаешься решить с помощью бесконечных бьюти-процедур
Serj Tyaglovsky/unsplash.com

Люди, одержимые красотой, верят, что изменения во внешности помогут им обрести уверенность в себе, найти любовь, заслужить уважение и так далее. Но это ложный путь, который ведет к пропасти. Потому что начинать всегда нужно с принятия себя и любви к себе. Тогда вдруг может выясниться, что никакие процедуры вообще не нужны — потому что ты и так прекрасна. А если что-то где-то и хочется подкорректировать, то сделать это можно с помощью макияжа, массажа и других неинвазивных решений. 

Важно еще и то, что косметология и пластика часто делают даже хуже. Потому что у людей с подобными проблемами часто завышенные ожидания относительно результата, который им хотелось бы получить. В итоге, когда косметолог показывает, «как хорошо мы закололи носогубочку», обнаруживается, что пациенту хотелось бы, чтобы та самая носогубочка была заколота покачественнее. 

Грамотный врач не станет делать клиенту процедуру просто потому, что его об этом просят. И он обязательно откажет, если видит, что имеет дело с зависимостью. Но, к сожалению, не все специалисты между ответственностью перед собой и деньгами, которые получают за работу, выберут первое. 

Все идет из детства

Психологи сходятся во мнении, что, как и многие проблемы ментального плана, эта история идет из детства. Возможно, кто-то когда-то сказал девочке что-то нелестное про ее внешность — этот конкретный недостаток, с которым она всю жизнь борется, или вообще. А, может, она сама когда-то нашла у себя этот недостаток и, поскольку проблема не была решена вовремя, принесла его с собой во взрослую жизнь.


Неслучайно дисморфофобию чаще всего диагностируют у подростков. Специалисты даже дают рекомендации родителям, на какие красные флажки обратить внимание, чтобы не пропустить расстройство у ребенка. 

Например, если ребенок не смотрится в зеркало (или, наоборот, делает это слишком часто, подолгу и пристально что-то рассматривая), носит одежду, скрывающую фигуру (не просто мешковатую, потому что так модно, а такую, в которой невозможно ничего разглядеть), отказывается фотографироваться (и, тем более, смотреть на свои фотографии), это может быть тревожным звоночком.


Хорошая новость в том, что с тяжелыми проявлениями «боязни собственного тела» сталкивается только 1-2% населения нашей планеты. Плохая новость в том, что в легких формах она встречается повсеместно.

Глянцевые стандарты

Какие психологические проблемы ты пытаешься решить с помощью бесконечных бьюти-процедур
Elle Cartier/unsplash.com

Можно бесконечно долго говорить о том, что модели размера «плюс» совершили революцию в мире красоты и что сейчас, когда бодипозитив гордо шагает по планете, недовольных собой девушек гораздо меньше. Возможно, их станет меньше. Но что делать с теми, кто вырос на глянцевых журналах с отретушированными моделями на обложке? Вопрос риторический.

Наш мозг — уникальная «машина», сложнее которой нет и никогда не будет. И так уж он устроен, что если на подсознательном уровне в нем что-то закрепилось, выбросить информацию из головы окажется не так просто.

И это сегодня у нас под рукой всегда есть интернет, в котором можно посмотреть, как на самом деле выглядят звезды или модели без макияжа и фотошопа. Но когда всего этого не было, а под рукой были только идеальные картинки, у нас уже сформировалось представление «как должно быть». В корне неверное, но крайне трудно доставаемое из чертогов разума. 

Рекомендуем