Источник здесь и далее: личный архив автора

Когда я была маленькой, то очень часто ходила в цирк, но из всего представления учащенное сердцебиение вызывали только парящие под куполом люди-птицы в блестящих костюмах. Мысль, что этому можно научиться, почему-то не приходила в голову. Может быть, потому что цирк всегда был закрытым миром: если ты не из династии артистов, то вход на манеж либо воспрещен, либо нужно иметь суперспособности, чтобы шаг за шагом доказывать свое право быть здесь и жить в лучах прожекторов. Так что в цирковую студию я не пошла, но мечта никуда не делась, все, что связано с «воздухом», вызывало неземной восторг.

 Прошли годы, много лет. Однажды я увидела купон на занятие воздушной гимнастикой и купила абонемент. Оказалось, что это совсем не просто, больше того, ничего труднее в физическом плане в жизни не делала, поэтому занятия мне быстро перестали нравиться — вот что происходит, когда человек не готов к своей мечте.

Как я училась летать: все, что ты хочешь знать о тренировках на полотнах (личная история)

Потребовалось еще четыре года, чтобы я начала заниматься трапецией, которая тогда только открылась в Парке Горького. Уровень увлеченности был максимальный: полеты три раза в неделю, руки в мозолях, разбитый нос, зажим в шее, синяки без счета, участие в шоу и осознание: «Это мое, зачем жить, если нельзя летать». Тело окрепло, руки, которые не могли сделать ни одного жима — подкачались, а сила воли у меня всегда была другим на зависть! Однако тут вмешался господин случай: за день до финального шоу я сломала о партнера руку, нелепо, смешно и очень больно.  Казалось бы, на мечте можно ставить крест, но нет, это только научило меня высекать «золото» из любых ситуаций. Через три недели, чтобы войти в форму, я стала ходить на курс Body evolution и занятия по пилону, а через шесть — начала заниматься воздушными полотнами. 

Как их только не называют знакомые и малознакомые люди: занавески, тряпочки, веревки, канаты. Сначала хотелось исправлять и рассказывать всем, что же это такое, но сейчас мне абсолютно все равно, просто радостно, когда встречаю человека, который знает название реквизита или может отличить полотна от ремней. А вот шесть понятий, которые близки и знакомы любому воздушному гимнасту. Если ты тоже хочешь научиться летать и готова следовать зову своего сердца, то ты должна быть готова к тому, что ты с ними столкнешься:

Страх (и умение его преодолевать)

Сейчас для меня быть на высоте пять шесть метров — абсолютно естественно, а делать там трюк — ну как бежать или прыгать на скакалке. Никакого волнения, оно появляется, если разучиваешь новый обрыв (имитация свободного падения), потому что еще не сформировалась мышечная память. Первый свой обрыв я помню очень хорошо, он был не на высоте, так что ужаса я не испытала. А вот первый кувырок на 360 градусов случился сразу после панической атаки и оцепенения прямо под карабином. Кроме страха высоты есть страх травмироваться или сорваться, его ты чувствуешь кожей, мозжечком. Полотна не предполагают страховки и значит все, на что я могу рассчитывать — мои крепкие руки и замотку полотна. В это и верю, пока летаю.

Боль (и умение ее терпеть)

Да, воздушная гимнастика — это больно. Мое тело — это календарь выполняемых трюков, если с утра ничего не болит, значит тренировка вчера была не на 100%. Замотки пережимают ноги до кровоподтеков, резкие обрывы ударной волной отзываются в суставах, запястья и ладони — стерты. А анамнезе: сломанный палец, трещина в ребре и колене, летом после соревнований месяц провела на обезболивающих, потому что спать было решительно невозможно. Но самое удивительное, тренеры реагируют на то, что тебе больно (или страшно) совершенно равнодушно, потому что это часть сделки «нас бьют, мы летаем».

Как я училась летать: все, что ты хочешь знать о тренировках на полотнах (личная история)

Сила (и способность ее планомерно развивать)

В воздушной гимнастике очень важны сильные руки, ими ты держишь себя, подтягиваешь и выполняешь лазы. У меня были руки-веточки, которые пришли в рабочее состояние через три года. Первое время выполняла элементы на растяжке и воле. Если намерения летать серьезное, то нужно включать в тренировки подкачку на пределе силы. Как у нас говорится, «тяжело на трене, легко на выступлении».

Выступления (и моральная подготовка к ним)

Рано или поздно встает вопрос развития, первая ступень — разучивание связок из элементов, затем подготовка полноценного номера и желание с ним выступить. 

По всей России проходит огромное количество соревнований, серьезных и не очень, для любителей и для профессионалов, для детей, юниоров и взрослых. Везде свой регламент и правила, которые нужно до буквы учитывать в подготовке номера. Судят строго, штрафуя за не натянутые носки и колени, нарушения в костюме, отсутствие музыкальности, но каждое такое выступление — огромный шаг вперед. 

Первые я приняла участие в соревнованиях через четыре месяца после начала тренировок. Это было очень сложно, до отчаяния, до слез, которые я позволила себе три раза за три года. В первый же раз чуть не выпала из петли, а моя тренер Женя Дудина чуть не поседела. Дальше была череда конкурсов и показательных выступлений, в том числе с призом зрительских симпатий и третьим местом на Фестивале Воздушной гимнастики в Парке Горького в этом году. 

Первые пару лет я никогда не была довольна и страшно себя ругала за любой промах, сейчас готова выйти и проверить номер на зрителях, даже если он неидеален. Думаю, это позитивная динамика.

Как я училась летать: все, что ты хочешь знать о тренировках на полотнах (личная история)

Тренировки (и воля ходить на них регулярно)

Регулярно! Три раза в неделю, и с полным включением. Это закон, иначе уходит сила и выносливость, все превращается в пытку воздухом. Каждое занятие состоит из разминки, растяжки, прогона номера и разучивания новых элементов. Успех переменный и качество тренировки зависит от того, как спала, что ела, как самочувствие. Но даже если все из рук вон плохо, мы продолжаем, превозмогая! Я выбрала для себя «ArtArea project» и считаю эту студию домом, куда всегда можно «прийти назад к отворенным дверям».


Мечта (и способность не забывать о ней ни на минуту)

Сначала я хотела научиться лазить, затем делать обрывы, затем разучить тот или иной элемент, выиграть конкурс… А сейчас я очень хочу летать легко и как можно дольше, потому что я без «воздуха», как без воздуха
 

Рекомендуем