Что такое СДВГ, как понять, что ваш ребенок действительно гиперактивный, и что делать родителям, рассказывает Ольга Морозова, специальный психолог и мама сына с особенностями развития.
Ураган в детской
Физиолог Александр Крейтон еще в XVIII веке писал о неспособности некоторых детей достаточно долго сосредоточиться на одном предмете. В 40-х годах XX века невнимательность уже лечили стимуляторами. Сейчас это называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ (Attention Defi cit Hyperactivity Disorder, ADHD). Второй вариант названия, более редкий, — ГРДВ (гиперактивное расстройство с дефицитом внимания), как его называют в соответствии с принятой в России Международной классификацией болезней (МКБ-10).
СДВГ — это неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Также при неприспособленности к СДВГ у взрослых возможны снижение интеллекта и трудности с восприятием информации.
Считается, что некоторые дети, а именно 20-30%, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни. При этом множество специалистов (и неспециалистов) сомневается в существовании СДВГ. Так есть он или нет? Обратимся к экспертам.
А в чем причины СДВГ?
Ученые выяснили, что у детей с СДВГ нарушено функционирование лобных долей головного мозга, которые и отвечают за планирование и контроль (вот почему в раннем возрасте, когда лобные доли еще толком не сформировались, трудновато поставить диагноз СДВГ). Это могут быть и структурные, и химические нарушения. Кроме того, считается, что СДВГ передается генетически и не связан с особенностями воспитания.
Никто из врачей в здравом уме не может ставить диагноз СДВГ до достижения ребенком 5-6-летнего возраста. Протокол не позволяет. У наших «маленьких зайцев» еще не сформированы многие функции головного мозга — просто в силу возраста. Скажем, проблемы чтения у двух-трехлетки не будет не потому, что у него нет дефицита внимания, а потому что читать он еще не умеет.
Такие вот симптомы
Про детей с СДВГ говорят: подвижны, вспыльчивы, неусидчивы, раздражительны и безответственны. И вообще — хулиганы! Серьезно говоря, гиперактивный ребенок — это ребенок, устойчиво проявляющий не только повышенную двигательную активность, но и дефицит активного внимания (не вашего, подчеркиваю, внимания к нему, а его собственного внимания) и импульсивность. Это если коротко. Теперь развернем.
Гиперактивность у ребенка выражается в дефиците активного внимания, двигательной расторможенности и импульсивности. Согласно американским психологам Патрисии Бейкер и Мэри Алворд, обнаружить эти признаки можно с помощью следующих критериев.
Если у ребенка отмечается одновременно все три признака — гиперактивность, импульсивность, невнимательность — высока вероятность того, что вы имеете дело с СДВГ.
I. Дефицит активного внимания:
- ребенок непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;
- не слушает, когда к нему обращаются;
- с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
- испытывает трудности в организации;
- часто теряет вещи;
- избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
- часто бывает забывчив.
II. Двигательная расторможенность:
- ребенок постоянно ерзает;
- проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);
- спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;
- очень говорлив.
III. Импульсивность:
- ребенок начинает отвечать, не дослушав вопроса;
- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
- плохо фокусирует внимание;
- не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза);
- не может контролировать и регулировать свои действия: поведение слабо управляемо правилами;
- при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
-
Не пропустите
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, специалист может предположить (только предположить, мы не ставим диагноз за 10 секунд), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Важно, что гиперактивность — это комплекс проявлений, а не просто «непрерывно скачет». Дефицит активного внимания, импульсивность — важные признаки, не забываем их. Что, кстати, такое импульсивность? Это склонность действовать под влиянием импульса: когда мы немедленно покупаем кофточку, которую увидели в витрине, или когда наш ребенок на просьбу «выбери красный кружочек» хватает первую попавшуюся ему на глаза красную фигуру, не обращая внимания, какой она формы. Говоря научным языком, «импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях».
Ребенок импульсивен, когда…
- У него всегда быстро находится ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
- У него часто меняется настроение.
- Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
- Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
- Он обидчив, но не злопамятен.
- Часто чувствуется, что ему все надоело.
- Он быстро, не колеблясь, принимает решения.
- Может резко отказаться от еды, которую не любит.
- Нередко отвлекается на занятиях.
- Кричит в ответ, если кто-то из ребят кричит на него.
- Обычно уверен, что справится с любым заданием.
- Может нагрубить родителям, воспитателю.
- Временами кажется, что он переполнен энергией.
- Он не умеет и не любит рассуждать; это человек действия.
- Требует к себе внимания, не хочет ждать.
- В играх не подчиняется общим правилам.
- Горячится во время разговора, часто повышает голос.
- Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
- Любит организовывать и предводительствовать.
- Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
И снова стоит вас предостеречь: погодите хвататься за голову, увидев первые пару признаков, — мол, это он! Погодите. Как говорил Шерлок Холмс, «однажды я заподозрил даму в страшном коварстве, а она всего лишь забыла напудрить нос». Если вы по первым признакам сделали вывод, что ваш ребенок импульсивен и гиперактивен, это означает только то, что импульсивны именно вы. Возможно, ваш ребенок похож на вас? И это, наверное, не такая уж плохая новость?
Если вы ответили «да» 15–20 раз, это может говорить об импульсивности.
Что делать родителям
Есть четыре направления работы, которые помогают и гиперактивным, и тревожным детям (и даже детям без всяких нарушений):
- повышение самооценки;
- обучение ребенка умению управлять собой;
- снятие мышечного напряжения;
- методика освоения навыков.
Остановимся на первом пункте, подробно об остальном (с конкретными заданиями и упражнениями) вы можете прочитать в моей книге «Такой ребенок»).
Для коррекции поведения детей с СДВГ врачи могут использовать когнитивно-поведенческую терапию, лекарства (стимуляторы, ноотропы, антидепрессанты) и физические упражнения, которые повышают концентрацию внимания и способствуют выработке дофамина и норадреналина, усиливающих контроль над импульсами.
Повышение самооценки
- Безусловное принятие. Без этого принципа невозможно наладить доверительные отношения с ребенком. Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он умный, красивый, способный, а просто так, просто за то, что он есть.
- Уменьшаем объем задач. Не надо заставлять гиперактивно-тревожного ребенка в три года делать уборку, читать наизусть «Руслана и Людмилу» и перемножать в уме трехзначные числа. Никакого смысла, одно расстройство. Выберите то, что действительно важно. Например, есть самостоятельно. Представьте, что вам — да, вам — надо залезть на гору под дождем, одновременно решая лингвистическую задачу и распевая гимн России, — ваш сын или дочка именно так себя и чувствует. И у него уже получается! Ух ты!
- Снижаем требования к аккуратности. Вернитесь мысленно на ту гору, где вы ползете по раскисшему склону, занимаясь пением и лингвистикой одновременно. Вы с трудом забрались на вершину и тут вам говорят: «А чего это ты грязный такой? И слова перепутал в третьем куплете… Плохо старался, значит». Пусть ребенок наденет левый ботинок на правую ногу — но он надел! И липучки застегнул! Да, криво! И что? Формируйте чувство успеха.
- Озвучиваем правила заранее. Вот вы на горе. И решили задачу по лингвистике. И гимн спели. А теперь вас отчитывают. Оказалось, что вы СНАЧАЛА должны были тихо спеть гимн, ПОТОМ залезть на гору, ОДНОВРЕМЕННО решая задачу, а ПОТОМ еще раз спеть гимн, только на этот раз громко. А раньше нельзя было сказать? Вот и вы скажите заранее. И если на детской площадке можно кричать, а в кинотеатре нельзя — убедитесь, что ребенок это знает. Он вообще-то маленький, и внимание у него нарушено.
- Позволяем выбирать. Самостоятельный выбор повышает нашу самооценку и увеличивает чувство безопасности. Что уж говорить о ребенке? Ребенок воодушевляется, выбирая. Ему будет интересно, если вы каждый вечер будете проговаривать с ним, что собираетесь делать завтра. План, понятно, не может быть ультимативным, зато может быть совместным и добровольным. Для маленького ребенка каждая мелочь — огромного размера. Я имею в виду психологическое значение того, что нам кажется мелочами. Предоставьте ребенку возможность выбора там, где его решение не имеет существенного значения для жизни и здоровья. Овсяную кашу приготовим или гречневую? Не ведите себя как трехлетка, отстаивая свою точку зрения, на какую из детских площадок идти, — пусть выбирает. Он будет горд, что выбрал сам и вы его поддержали.
- Создаем внятную систему поощрений и наказаний. Ребенок должен знать, что такое хорошо, а что такое плохо. Не в высшем гуманитарном смысле этих слов, а в жизни. В первый раз сам оделся — поощрение. Ударил маму по лицу, хотя это строго запрещено, — наказание. Ребенок, не видя ориентиров, начинает нервничать и вести себя как попало. Поощрение и наказание могут быть условными — наклейка или ее отсутствие, к примеру, — но они должны быть. И должны быть сразу. Не откладывайте это на завтра, тогда уже не сработает.
- Даем право на ошибку. Если неуверенный в себе ребенок пролил воду, он в первую очередь посмотрит на вас. В отрицательном результате для него главное — как реагируете вы. Если вы не падаете в обморок, не начинаете его ругать и стыдить, то его отрицательный опыт не превращается в драму, не разрушает уверенность, а становится необходимой частью практики.
- Поддерживаем. В процессе выполнения задач ребенок должен чувствовать, что вы рядом. Нет, вы не одеваете его сами. Но вы принесли одежду и сели возле него. Нет, вы не рисуете за него кружочек. Вы дали фломастер и бумагу и сели тут же. Тревожный ребенок страшно боится остаться один. Он не один, дайте ему поддержку. Он страшно боится оценки результата и склонен занижать оценки сам — похвалите его искренне.
- Создаем ситуации успеха. Ребенку с отставанием в развитии важных функций необходимо показать, что в его жизни есть ситуации, где его успех не подлежит сомнению. Плохо говорит? Возможно, он же прекрасно рисует? Танцует? Лепит из глины? Прыгает в длину? Делает мостик? Изображает животных? Угадывает слова? Предоставьте сыну или дочери возможность проявить себя. Это могут быть и домашние занятия, и кружки, и уличные игры, и беседы в машине. Неважно. Важно, что в этом ребенок действительно молодец и он это знает.
- Оцениваем результаты. Некоторые специалисты считают, что за очевидные и простые вещи детей хвалить не надо. Надо так: «Мама, я нарисовал солнышко». — «Вижу». Не согласна. Во-первых, для маленьких зайцев ничто не является очевидным — они учатся всему. Во-вторых, простым тоже поначалу не является ничто (ваш торт «Наполеон» с первого раза получился как на картинке?). А в-третьих, если мы не будем хвалить наших детей, то кто их похвалит? Другой вопрос, что прославлять за каждую мелочь, падать в обморок от экстатического восторга при виде нарисованного солнышка не обязательно. Гиперреакция радости не равна. А у нас тут радость, и ребенок, кстати, учится радоваться вместе с вами.
-
Не пропустите