Умение рассказывать истории (по-другому — «сторителлинг») становится сегодня востребованным навыком. Сейчас захватывающие истории используются в продажах товаров и услуг, в сферах обслуживания. Конечно, не факт, что твой ребенок будет заниматься этим в будущем. Но красивое и яркое повествование может пригодиться в самых разных жизненных ситуациях.
Что такое хорошая история?
Что отличает хорошую историю:
- ясный и понятный сюжет,
- краткость,
- увлекательность,
- способность вызвать эмоциональный отклик.
Сюжет истории должен быть понятен слушателю: логика героев ясна, а путь от обстоятельства, которое дало старт сюжету к его развязке,— прямым. И чем короче будет история, тем лучше.
Слушателю и читателю будет интересно, если ему близка ситуация, в которую попал герой, или же он вызывает у него сопереживание. Оно обычно возникает, когда у героя есть проблема, которая актуальна. Тогда зрители действительно будут волноваться, какой же будет финал.
Разумеется, это не обязательно проблема «двойки» в школе или нежелание есть манную кашу. Даже маленькие дети способны создать ассоциативный ряд и заинтересоваться рассказом, где обстоятельства — чуждые, но проблема — своя, родная. Например, история про крокодильчика, с которым не хотела дружить обезьянка, потому что крокодильчик не мог с ней лазить по деревьям, будет прекрасно понята малышом, у которого есть желание дружить, но не очень получается.
Как вырастить рассказчика?
Для того, чтобы ребенок мог легко рассказывать истории, нужно не только заниматься его общим развитием речи, но и тренировать именно способность составлять сюжет.
С малышами стоит не только много разговаривать, но и как можно чаще читать и рассказывать им коротенькие сюжетные произведения. Лучше всего — в стихах. Русский народный фольклор содержит массу таких примеров, а современные авторы подражают народному творчеству.
Также очень полезно играть в игры, которые развивают сюжетное мышление. Простая игра «спрятался — нашли» может оказаться подготовкой к сторителлингу, если ты увлеченно озвучишь свои действия:
— Где же наша шапка? Может ее Тузик утащил? Нет, у него на подстилке ее нет. Может, наш кот ее съел? Нет, он молочко и рыбку любит. Ааааа! Вот она наша шапка! Это мы с тобой ее за вешалку уронили!
Когда ребенок станет более активным слушателем, подкрепляй свои игровые действия словами и не стесняйся проявлять фантазию. Например, поиграй в ракету и посадку на луну или поход в магазин.
Главное, чтобы ты сама могла давать ребенку примеры последовательных действий от завязки к развязке.
— Захотелось Маше яблок, пошла она в магазин. Набрала целую тележку. Подошла к кассе, сунула руку в карман, а денег-то нет! Зато во-о-от какая дырка у Маши в кармане! Пришлось ей без яблок домой возвращаться и зашивать кармашек.
Как рассказывать истории правильно?
Когда ребенок начнет подолгу слушать твое чтение, пересказывай ему прочитанное с опорой на картинку.
А когда он начнет говорить сам, позволяй имитировать чтение. Если малыш, глядя на картинку, пересказывает сюжет или воспроизводит произведение по памяти, ободряй и поддерживай его!
-
Не пропустите
Карточки для составления сюжетных рассказов можно сделать самой или купить. Важно, чтобы они соответствовали возрасту малыша. Карточек, по которым нужно придумать рассказ, должно быть на одну меньше, чем ребенку лет, или ровно столько же, если у него отлично получается. Пусть ребенок постарается расположить картинки одну за одной и рассказать, что произошло.
Для детей дошкольного возраста выбор мотивирующих игр довольно большой. Они бывают карточными, когда в одной истории нужно увязать несколько предметов, которые случайно достались на карточках. Или кубиковыми — роль карточек играют кубики, у которых на каждой грани есть опорный рисунок. Принцип тот же, но детям очень нравится «бросать кости».
Как привлечь народные традиции?
Масса основ для историй есть в народном творчестве. Они увлекательны и отлично запоминаются.
Прибаутки — русские народные произведения, где есть действие и что-то смешное. Чаще всего они высмеивают ошибки и нелепости в поступках.
«Однажды говорила о себе репа: — я, репа, с медом хороша. — Поди прочь, хвастунья! — отвечал мед. — Я и без тебя хорош».
Прибаутки могут быть ритмичными, похожими на маленькие песенки:
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
Такой фольклорный жанр как небылица, тоже развивает навыки сторителлинга. В коротком произведении есть невозможные сочетания героев и действий. Например:
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Сам на кобылке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. Съехали с гор, Развели костер, Кушают кашку, Слушают сказку.
Такие небылицы, забавные стишки и сказки малыш будет «мотать на ус». Подрастающему ребенку также стоит читать народные сказки и короткие детские рассказы. Их легко найти в Интернете по этим ключевым словам.