Источник здесь и далее: ShutterStock/Fotodom.ru; Johner Images/Getty Images

Психологи еще в конце прошлого века провели интересный эксперимент — показывали двум группам волонтеров младенцев (мальчика и девочку) и просили описать характер. Мальчика участники исследования описывали как настойчивого, упрямого, целеустремленного, уверенного и агрессивного. Девочку — как нерешительную, очаровательную, мягкую и кокетливую.

Участники эксперимента настаивали на своем мнении, не зная, что им показывают одного и того же младенца: одной группе он был представлен как мальчик, другой — как девочка.  Эксперимент доказывает, что наше восприятие зависит от того, что мы видим. Это и есть стереотипы, у которых обычно есть жесткие границы: то, что в них не укладывается,  игнорируется или отрицается.

Из-за стандартов в будущим женщинам с раннего детства навязывают одни варианты поведения, а будущим мужчинам — другие. Девочки и мальчики правда рождаются разными или такими их делает общество?

Что такое «гендерные стереотипы»

Все, что содержит в себе слово «должен/должна и указание на пол, — это и есть гендерный стереотип. Они могут озвучиваться довольно прямо и однозначно, а могут подразумеваться и поэтому действовать незаметно. Они по умолчанию поддерживаются всем обществом, но никто их не формулировал и за них не отвечает.

Как они проявляются

Мужчина имеет большую ценность для общества, чем женщина: 

  • забирая маму с малышом из роддома, за мальчика одаривают медсестру щедрее, чем за девочку; 
  • если у мужчины рождаются только девочки, его подбадривают и спрашивают, когда следующая попытка (и наконец-то родится мальчик).

Стереотип о том, что «место мужчины — на работе, а женщины — дома», виден, если:

  • окружение жалеет детей и мужа активно работающей женщины;
  • папа с коляской вызывает умиление и восторг, а мама с коляской слышит лишь замечания и навязчивые советы;
  • многодетная мама не получает работу из-за опасений потенциального начальника, что она все время будет сидеть на больничном.

Стереотип, который делит занятия на «женские» и «мужские»:

  • на должности «помощник воспитателя» и «воспитатель» в детском саду рассматривают только женские кандидатуры;
  • в математическом классе много мальчиков и мало девочек, а в гуманитарном — наоборот.
Что такое гендерные стереотипы воспитания и как они навредят твоему ребенку

Почему это плохо

Они подразумевают двойные стандарты и невыполнимые требования. Например, девочку готовят одновременно и к материнству (покупают ей кукол, обучают вести домашнее хозяйство, поощряют заботливое и опекающее поведение по отношению к младшим), и к карьере (требуют «пятерок», поступления в институт и получения востребованной профессии). 

Если она преуспевает в материнстве и браке, ее обвиняют в том, что она не развивается, «погрязла в детях».

Если карьера пошла в гору, понятно, что она — «мать-кукушка», детей которой воспитывает няня.

Единственный выход — успевать все и делать это идеально. Но такая женщина никогда не будет счастлива, а корень проблемы — в далеком детстве, когда прозвучало первое «девочка должна».

Кто сталкивается с гендерными стереотипами

Они «бьют» не только женщин. Самый яркий пример — хорошо знакомая фраза «мальчики не плачут». С ранних лет ребята оказываются в ситуации постоянной конкуренции, необходимости демонстрировать и применять силу, отвечать за все.

Депрессии, проблемы с алкоголем, сердечно-сосудистые заболевания — побочные эффекты требований, которые предъявляются с раннего возраста, с первого «мальчики должны».

Есть сложности и в детско-родительских отношениях. Никто не растит из сыновей будущих отцов. Идея о том, что воспитанием детей должна заниматься мама, а папа находится на подхвате, очень актуальна. Поэтому взрослого человека нужно просить о помощи в уходе за его собственным ребенком. А он боится даже подойти к коляске. Ну разве не странно? Но когда мы ориентируемся на стереотипы, критически мыслить не успеваем.

Что такое гендерные стереотипы воспитания и как они навредят твоему ребенку

Что на самом деле важно для ребенка

Хочется сказать, что ни мальчики, ни девочки никому ничего не должны. Что для жизни одинаково важно уметь испечь кексы и забить гвоздь, укачать плачущего малыша и выступить с публичным докладом, помочь пожилому родственнику принять душ и поменять автомобильный аккумулятор.

А еще очень важно уметь быть счастливым, не бояться пробовать то, что тебе интересно и выбирать. И даже научиться делать свои собственные ошибки — это тоже очень важно.   

Почему штампы так устойчивы в нашем сознании

Стереотипы позволяют нам не задумываться: включается экономный способ мышления. Решение попадает к нам в готовом и удобном к употреблению виде и не вызывает противоречий: большинство же считает также. Если расплакался сын,  мы готовы похлопать его по плечу и сообщить, что он вырастет «мямлей», ну а если разрыдалась дочка, то ее можно и пожалеть (и самой всплакнуть рядом). 

Как не попасть в ловушку стереотипов

Ситуация

На площадке девочки гуляют в нарядных розовых комбинезонах. Им не разрешают заходить в лужи или ложиться на землю, потому что так можно испортить или испачкать наряд.

Выход

Выбирать немаркую одежду, в которой удобно двигаться и можно пачкаться. Если хочется ярких акцентов, пусть это будет нарядная шапочка, а комбинезон должен легко очищаться от грязи и давать ребенку возможность нормально двигаться и гулять.

Ситуация

Девочки играют в куклы, мальчики в машинки. Даже в магазинах бывают отдельные полки с конструкторами и наборами «для девочек» и «для мальчиков».

Выход

Обеспечить ребенка  разными игрушками, чтобы у него был выбор за пределами стандартной роли — куклы, конструкторы, плюшевые и резиновые звери, паззлы, машинки, игрушечная посуда и мебель, раскраски с нейтральными сюжетами. Учитывай его мнение при выборе игрушек, чтобы в доступе было все то, что интересно.

Ситуация

С раннего возраста дочек приучают помогать в готовке и уборке, а сыновей — в ремонте. 

Выход

Вовлекать малыша в любые дела по дому и не только, обучать его одинаково ловко обращаться и с миксером, и с шуруповертом. 

Ситуация

Девочек стимулируют развиваться в гуманитарных науках, а мальчиков — в математических и инженерных, не зависимо от того, к чему расположен сам ребенок.    

Выход

Присматриваться к интересам малыша и предоставлять ему условия для развития, исходя из его предпочтений. Даже если ваш сын будет единственным в кулинарном (садоводческом) кружке, а дочь — единственной девочкой в группе по программированию, ну что тут такого?

Рекомендуем