Источник здесь и далее: Unsplash

Ты знаешь, что чтение является одним из ключевых навыков человека? Это и обучение, и знание, и развитие одновременно. Оно дает представление о мире, расширяет кругозор, помогает выстраивать речь и воспитывает грамотность.

Ранние навыки чтения оказывают положительное влияние на дальнейшее формирование личности, сообразительность и обучение ребенка грамоте. 
Маленькие дети получают искреннее удовольствие от чтения, и, научившись это делать самостоятельно, они начинают читать все больше. А польза от этого очевидна. 

Именно поэтому тебе крайне важно знать, как подготовить детей к этому процессу, как его запустить. В обучении чтению важно все: и сам подход, и особенности восприятия информации конкретных детей, и выбор методики.

Мы расскажет о технологии раннего обучения детей дошкольного возраста чтению по рекомендациям педагога Николая Зайцева. Это одна из самых модных методик, но от этого она не менее эффективна.

Чем популярна методика Зайцева

Николай Александрович Зайцев — детский педагог с большим стажем работы. Этот опыт и был вложен в собственную методику, сделавшую его известным. Что же легло в ее основу?

Педагог отрицал метод буквенного чтения, что вполне логично. Для ребенка буквы — это непонятные иероглифы, и он запомнит их звучание именно так, как его учат. Поэтому многие родители уже давно не знакомят детей буквам по классической азбуке.

Почему? Все просто: взрослые учат ребенка произносить букву не как звук (например, Б), а в привычном для них формате как в алфавите (БЭЭЭ). Ты тоже так делаешь?

Если да, то в итоге, когда ребенок перейдет к этапу чтения, такое простое слово как «баба», он прочитает как БЭАБЭА. Понимаешь, в чем ошибка?

И переучивать потом будет очень сложно. Ведь как малыш впитал информацию, и она уже останется в его голове (в качестве основополагающей).

А еще образ, который привязан к конкретной букве в азбуке, слишком цепляет ум ребенка. Такая ассоциация останется надолго, что в будущем будет сильно мешать составлять буквы в слова.

Итак, вернемся к Николаю Зайцеву. Он создал так называемый алфавит складов (о них пойдет речь ниже), по которому чтению учатся дети не только в России, но и Татарстане, Казахстане. Разумеется, с их адаптированным переводом. 

Педагог считал, что чтение по слогам для детей — слишком сложная наука. И с Николаем Александровичем трудно не согласиться. Ведь русский язык богат не только на слова, но на слоги. Некоторые, довольно длинные и трудные слова, состоят всего лишь из одного слога (например, Кремль, сквер, шмель и т.д.).

Педагогическая практика доказала, что методика Зайцева действительно работает. Сотни детских садов и частных детских клубов обучают маленьких воспитанников, опираясь именно на методику Зайцева.

В чем суть метода

Как мы уже упоминали, это очень популярный метод обучения, пожалуй, о нем слышали даже те, кто еще не стал родителем. Методика Зайцева включает в себя определенную схему обучения чтению с раннего возраста. Это специальный набор, состоящий из кубиков разного цвета и размера и таблицы с прописанными в ряд складами. 

Кубики различаются цветом и «наполнением»: со звонкими согласными звенят и называются «железными», а с глухим звуком («деревянные») — стучат. «Золотые» обозначают гласные звуки, они издают мелодичные, нежные звуки; большие кубики — твердые согласные, маленькие — мягкие. 

Так, уже на подсознательном уровне, малыш начинает понимать различия между глухими и звонкими согласными. А это уже основа школьной программы. 

Таблица представляет собой набор складов в определенном порядке, по ней ребята ищут склады (минимальные части слова), которые укажет педагог. Также склады по ней распеваются с малышами на известные народные мотивы, следуя указаниям указкой. 

Так запоминается и воспринимается гораздо больше, чем думают многие родители. Ритмичное распевание поднимает настроение, сближает и веселит (комбинации из звуков складов получаются забавными). Дети воспринимают обучение как веселую игру, у них нет чувства, что их понуждают.

Что такое склады

Уникальное и основополагающее значение всей методики называется склад. Николай Александрович давал ему определение как минимальной единицы слова, которую можно произнести. Именно складами и являются первые произносимые малышами звуки. 

Слоги и склады — это не одно и то же! Например, слово «стол» имеет один слог. На кубиках это будет три склада: С-ТО-Л. Соединяя их таким образом, ребенок справляется с задачей эффективнее.

Несколько примеров складов для закрепления:

  • ТУЧКА (ТУ-Ч-КА)
  • МИШКА (МИ-Ш-КА)
  • БЕЛКА (БЕ-Л-КА)
  • ЯКОРЬ (Я-КО-РЬ)
  • ЯМА (Я-МА)

Что может быть складом

Из примеров, указанных выше, уже можно делать вывод, что может выступать в роли склада. Это:

  1. «одинокая» согласная в закрытом слове — То-Ч-ка, мо-ря-К,
  2. «одинокая» гласная внутри слога — Е-ль, по-Е-ха-л,
  3. согласная буква + мягкий или твердый знак — Ш-ме-ЛЬ, по-ДЪ-езд,
  4. сочетание согласная + гласная — ДА-р, ЧА-н.

Зачем нужны кубики

Кубики — это звуки, которые можно подержать, которыми можно погреметь или позвенеть, то есть каждый из них можно испробовать в действии. Вот так радость малышам!

Как упоминалось выше, кубики разделяются на «глухие» и «звонкие», большие и маленькие, отличаются по цветам. Это является отличной основой для школьной программы, в частности, звуко-буквенного анализа.

Все склады начинаются исключительно с согласной буквы. Те из них, что состоят из одной гласной, находятся на золотых кубиках. Именно визуальное восприятие и помогает быстрее усваивать и запоминать информацию, отыскивать нужный склад.

Благодаря играм с кубиками ребенок гораздо быстрее приходит к слоговому чтению. Это факт. Более того, он вдруг дозревает до чтения сам. Например, абсолютно неожиданно для родителей начинает читать простые слова на витринах, остановках. 

С помощью методики Зайцева у детей складывается ассоциация: светло-коричневый кубик с «деревянным» звуком — это глухой звук, голубой кубик — звонкий звук. Если согласная в складе твердая, кубик будет большим, если мягкая — маленьким. 

В чем суть таблицы

Таблица вешается на стену перед занятием, для того, чтобы ребята искали те склады или слова, которые ранее были выложены из кубиков. Не сидя за партой, а поднимая голову вверх, детям до четырех лет, действительно проще внимать информацию, ведь малыши очень подвижны.

Таблица нужна не только для того, чтобы показывать и читать склады, но и для того, чтобы пропевать ее строчки на какой — то народный мотив. Особенно хорошо «срабатывает» формат, когда малыша вызывают «к доске», и он вместе с поющим склады педагогом указывает на буквы указкой. Это не просто гордость и радость для него, это усвоение того, что читать нужно слева направо. 

Как видишь, все устроено здесь мудро и грамотно. Дети очень любят мелодичные занятия. И вместе с напевами на позитивном уровне в голове и правда, остаются знания. Маленькие ученики запоминают склады, что впоследствии, помогает овладеть навыком чтения гораздо быстрее. 

Зачем нужно пение

«Почему таблицу нужно именно петь?», — спросишь ты. А потому, что это важный элемент методики, можно сказать, ее суть. 

Во-первых, это отличная артилякуционная гимнастика (гимнастика для мышц языка), которая является основой практик в логопедии. Таким образом, малыши готовятся к четкой речи. 

Во-вторых, так буквы в складах лучше запоминаются. Это логично. Согласись, что, например, песни запоминаются гораздо быстрее, чем любой текст. Ведь мелодия трогает сильно влияет на эмоции и психологическое восприятие.

С чего начать

Николай Александрович рекомендует начать с имени — просто выложить его из складов. Прочесть несколько раз. Теперь можно выкладывать знакомые и родные слова:

  • МА-МА,
  • ПА-ПА,
  • БА-БУ-Ш-КА,
  • ДЕ-ДУ-Ш-КА.

Затем нужно повторить комбинацию по таблице.

Преимущества и недостатки

Методику Зайцева нельзя назвать совершенной (как и все в нашем мире). Рассмотрим плюсы и минусы данного подхода.  

Плюсы

  1. Отсутствие возрастных рамок. По данной методике могут заниматься и малыши, и дети, которые собираются в школу.
  2. Так как в кубиках Зайцева указаны только правильные варианты сочетания букв, ребенок запоминает и их, что в будущем обязательно отразится на его грамотности. Это буквально сохранится «в подкорках» головного мозга.
  3. При занятиях по данной методике у ребенка вырабатывается словесно — логическое мышление, появляется богатый «банк памяти», формируются навыки правописания. Школьная программа в последние годы усложнилась. И готовить детей к среднему образованию надо заранее.
  4. Скорость. Метод предусматривает быстрый результат. Как упоминалось выше, ребенок вдруг сам начинает соединять звуки в простых словах, которые его окружают.
  5. Формируется самостоятельность при выполнении заданий. Конечно, разве хочется отдавать маме или педагогу такой интересный кубик?
  6. Склады позволяют воспринимать именно грамотный звуковой алгоритм, а не слитый набор звуков.
  7. Занятия по кубикам способствуют разрешению логопедических проблем, речь малышей становится четче.
  8. Кубики помогают лучше усваивать информацию, ведь малышам трудно различать буквы, когда они соединены одним словом, так как у них слабо развиты зрительные анализаторы. А когда они смотрят на таблицы или кубики со складами, слушает эти звуки, ему проще запоминать информацию. Плюс в данном случае в том, что ребенок имеет возможность погреметь, позвенеть, постучать кубиками. 
  9. Так как малыш смотрит на таблицу, подняв голову, это полезно для осанки. Детям не приходится скучать за партами. Припевая звуки, они могут не нарушать привычный, активный ритм двигательной активности.
  10. Следя за указкой или самостоятельно отыскивая склад, ребенок водит по таблице глазами, что является хорошей зрительной тренировкой, укрепляющей зрение.
  11. Обучение проходит в легкой, непринужденной форме. Если ты обучаешь ребенка самостоятельно, то это должно быть весело и без нервов с твоей стороны. С таким подходом ребенок сам захочет заниматься. В кубиках ребенок увидит какую-то свою удивительную жизнь, которая, несомненно, его затянет.

Плюсы методики Зайцева очевидны, и забегая вперед, отметим, что ее минусы уступают в количестве. 

Минусы

  1. Непрочность кубиков. Хоть они и укреплены специальными вкладышами, все же изготовлены из картона, что предполагает их уязвимость. Малыш может намочить такую игрушку слюнями или водой, сильно кинуть об пол или стену, встать на нее. А набор все-таки довольно дорогой, и обидно его портить.
  2. Ребенок может в будущем путать склады и слоги. На первый взгляд, это не кажется проблемой. «Когда дети на русском еще до слогов дойдут!», — скажешь ты. Но уже сейчас на тестировании при подготовке к средней школе, большая часть комиссий готовит задание на количество слогов. Поэтому на данный момент обязательно нужно обратить внимание.
  3. Пособие, которое включает в себя набор Зайцева не всем доступно по цене.
  4. Если изготавливать кубики и таблицу самостоятельно (да, делают и так), это занимает очень много времени. Кстати, набор по методике Зайцева продается и в заготовках. Это, конечно, не минус, но логичнее об этом упомянуть здесь.
  5. Возможны проблемы в школе с фонетическими занятиями. Такое может произойти из- за того, что в соответствующем разделе русского языка глухие и звонкие звуки отличаются от кубиков по цветовому обозначению.
  6. Минус сомнительный, но имеет место быть. Иногда уже научившийся читать ребенок в подготовительной группе к школе откровенно скучает среди тех, кто только начинает.
  7. Не каждый родитель сможет обучать ребенка чтению самостоятельно, порой здесь нужен грамотный педагогический подход.
  8. Этот минус плавно вытекает из предыдущего. Родители часто относятся к обучению слишком серьезно. Помни: в раннем возрасте (до четырех лет) любые занятия должны быть в формате игры. Если ребенок не хочет читать, не заставляй его. Особенно пагубно сработает эффект угрозы: «Пока не почитаем, не будем смотреть мультики». Все это вызовет лишь обратный эффект и отвращение. И так, к сожалению, бывает часто. А чтение должно ассоциироваться не с понуждением, а чем-то занимательным и интересным.

Обязательно нужно хвалить малыша даже за маленький успех, а не журить за промахи. Не губи мотивацию своим раздражением. Что для тебя очевидно, для ребенка — непростая задача. Умей зацепить внимание, переключить ребенка на нужное русло. К тому же, с кубиками Зайцева сделать это совсем несложно. Достаточно просто спросить: «Этот кубик звенит или стучит?». Приятного обучения и успехов в занятиях!

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен