Источник здесь и далее: BillionPhotos.com, carlafcastagno, Pixel-Shot/stock.adobe.com

Разница в понятиях
Можно ли от этого избавиться
Почему возникает проблема
Признаки и симптомы
Как еще выявить 
К чему может привести
Как помочь 
Развитие ребенка с дислексией

Ленивый, капризный, невнимательный, неряшливый, глупый… Зачастую так учителя и родители говорят о ребенке, если он отказывается выполнять домашние задания, постоянно теряет портфель и прибегает из школы не в своей куртке. Действительно ли причина в лени? Психологи отмечают, что не только отсутствие мотивации и интереса к учебе приводит к двойкам и школьной неуспешности. Тогда что?

Разница в понятиях

По статистике, 20–25% людей в мире сталкиваются с разными проявлениями трудностей в обучении. Наиболее распространенная причина этому — дислексия.

  • Дислексия — это нейробиологическая особенность восприятия информации, из-за которой учащиеся испытывают трудности в чтении.

Однако кроме дислексии существуют другие специфические сложности.

  • Дисграфия — ухудшение почерка, которое иногда сопровождается нарушениями правописания.
  • Дискалькулия — сложности в решении арифметических задач, в понимании математических понятий.

В России не проводилось статистическое исследование по количеству учащихся с дислексией. Но, согласно зарубежным исследованиям, проблема встречается у 1 из 10 учащихся.

Нередко дислексия, дисграфия, дискалькулия сопровождаются СДВ (синдромом дефицита внимания) или СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). При этом необязательно, что одно является следствием другого. Согласно исследованиям, у 50% людей с трудностями обучения был диагностирован СДВГ.

Можно ли от этого избавиться

Дислексия, дисграфия и дискалькулия не влияют на интеллект, поэтому не считаются заболеваниями. Умственные способности ребенка с дислексией нередко оказываются выше, чем у сверстников. Стоит также учитывать, что это врожденная пожизненная особенность, которая поддается коррекции, если ее вовремя диагностировать и грамотно выбрать методику обучения. Ребенок с данной проблемой благодаря занятиям с логопедом и нейропсихологом со временем сможет подтянуть школьные предметы.

Почему возникает проблема

Дислексия у детей: особенность или болезнь

Точные причины дислексия речи у ребенка неизвестны, но ученые выдвинули гипотезу о том, что эта особенность восприятия информации имеет наследственную предрасположенность: у 49% родителей детей с дислексией диагностирована та же проблема.

Также с помощью МРТ ученые обнаружили, что области мозга, участвующие в чтении и обработке речи, у людей с дислексией функционируют иначе, чем у тех, у кого этой проблемы нет. Человек без этой проблемы бегло читает и быстро узнает слова, люди же с дислексией иначе обрабатывают написанное, а чтение для них превращается в сложный, медленный процесс.

Но не только генетика может способствовать возникновению дислексии. Есть и другие факторы:

  • тяжелое протекание беременности, стресс и болезни мамы во время вынашивания ребенка;
  • осложнения во время родов, преждевременные роды, гипоксия плода, низкий вес ребенка при рождении;
  • травмы головного мозга у малыша, болезни ребенка в раннем возрасте;
  • лекарства, принимаемые мамой во время беременности или ребенком в раннем возрасте.
  • воздействие никотина, наркотиков, алкоголя, инфекций во время беременности.

Признаки дислексии у детей

Обычно симптомы дислексии у детей школьного возраста ярко проявляются во 2-м полугодии 1-го класса. При этом наиболее надежный период для диагностики начинается с 2-й четверти 2-го класса. Однако признаки проблемы можно заметить еще до школы. Дислексия у детей младшего школьного возраста может проявляться следующим образом:

  • ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • у него есть проблемы с мелкой моторикой (не может завязывать шнурки);
  • ему не нравятся игры с мячом (возникают трудности с ловлей мяча);
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, вход, выход);
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • ребенок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками.

Как еще выявить дислексию 

Ребенок может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • не может правильно повторить серии ударов по столу карандашом с длинными и короткими интервалами;
  • может игнорировать стоящие слева знаки, буквы, даже страницу.

У него нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

  • при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов, понятий;
  • он отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • не может определить границы слов, предложений;
  • плохой почерк;
  • допускает 4 и более ошибок в диктантах, самостоятельных, контрольных работах при условии регулярного обучения.

Может быть нарушена ориентация и память:

  • он путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «право — лево»;
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
  • у него наблюдаются проблемы с кратковременной памятью.

Ребенок испытывает сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:

  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно организовываться, соблюдать инструкции;
  • сложно следовать алгоритмам;
  • он теряет школьные принадлежности (прочие вещи), забывает про задания;
  • на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

К чему может привести

Эксперты выделили ряд общих проблем, с которыми могут столкнуться дети с дислексией при отсутствии диагностики и регулярных коррекционных занятий в будущем.

  • Проблемы с обучением. Поскольку чтение — базовый навык для освоения большинства предметов из школьной программы, таким детям сложно учиться. Иногда в раннем возрасте они быстро, успешно обучаются чтению и правописанию, однако впоследствии могут столкнуться с заданиями, требующими сложных языковых навыков: написание сочинений, изложений, понимание прочитанной литературы.
  • Языковые проблемы. Даже при грамотной языковой среде дома и хорошем школьном обучении людям с дислексией может быть трудно ясно излагать свои мысли, понимать собеседников.
  • Ментальные и социальные проблемы. Трудности обучения при отсутствии коррекции и работы с психологом влияют на самооценку, приводят к сильному напряжению из-за школьной неуспешности, разочарованию в учебе, тревоге, депрессии. Это мешает построить хорошие отношения с людьми на рабочем месте, а также в личной жизни.

Как помочь ребенку при дислексии

Дислексия у детей: особенность или болезнь

Самое главное — быть внимательным к проблемам малыша, всегда стараться его выслушать, понять, уделять как можно больше времени, помогать развивать сильные стороны! Важно чаще говорить сыну или дочери, что ты им гордишься, веришь способности. Если без фанатизма хвалить ребенка, сохранять позитивный настрой, интересоваться его увлечениями, то это поможет наладить эмоциональную связь в семье и воспитать психологически здоровую личность.

При обнаружении признаков дислексии у ребенка можно записаться на консультацию к логопеду или нейропсихологу. Например, эксперты Ассоциации родителей детей с дислексией бесплатно онлайн консультируют родителей и специалистов по проблемам дислексии, дисграфии, дизорфографии, дискалькулии, общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки психического развития, дефицита внимания. Любой желающий вне зависимости от региона проживания может обратиться в организацию для диагностики ребенка у логопеда или нейропсихолога, получить рекомендации относительно образовательного маршрута и организации коррекционных занятий. Эксперты Ассоциации отвечают на вопросы родителей детей, делятся рекомендациями, теоретическими разработками, новыми методиками обучения, советуют интересные игры, упражнения, книги, фильмы.

Следующий шаг — ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). ПМПК установит, есть ли у ребенка ограниченные возможности здоровья, и порекомендует вариант адаптированной программы обучения. Родители также смогут получить психолого-педагогическую поддержку. Не стоит пугаться статуса ОВЗ и посещения комиссии, так как все заключения ПМПК рассматривают как рекомендации. Решение о смене образовательного маршрута и системы оценивания принимают родители.

Если ты решила следовать предписаниям ПМПК, то дальнейший шаг — обращение в школу, которая будет обязана организовать не менее 5 часов в неделю занятий с логопедом и психологом, а также использовать адекватную систему оценивания и проверки достижений ребенка.

Бывает так, что в школе нет логопеда. Тогда родители могут обратиться в городской психолого-педагогический медико-социальный центр (ППМС-центр) и получить помощь специалистов.

Развитие ребенка с дислексией

Может ли человек с этим заболеванием стать успешным? Процесс сопровождения ребенка с трудностями обучения — длинный путь. Дислексия — это пожизненная особенность, иногда у родителей опускаются руки, хочется услышать подбадривающие истории успеха людей с дислексией. А ведь их действительно немало!

  • Один из самых известных кинорежиссеров США Стивен Спилберг. Он научился читать на 2 года позже сверстников, учителя считали Спилберга ленивым и недостаточно усердным, а дислексию ему диагностировали в 61 год!
  • Основатель корпорации Virgin Group, совершивший в июле 2021 года путешествие на границу космоса на корабле своей компании, Ричард Брэнсон. Особенность восприятия информации не помешала Ричарду открыть компанию по космическому туризму Virgin Galactic и стать богатейшим жителем Великобритании.

Люди с дислексией становятся успешными в разных сферах деятельности: в живописи (Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо); архитектуре (Ричард Роджерс, Норман Фостер); скульптуре (Огюст Роден); точных науках (Альберт Эйнштейн); литературе (Владимир Маяковский); актерском мастерстве (Том Круз, Киану Ривз, Кира Найтли); бизнесе (Генри Форд) и других сферах.

Эти истории в очередной раз убеждают нас в том, что главное для родителей — не бояться обращаться за помощью, ведь чем раньше они это сделают, тем больше шансов e ребенка стать успешным, уверенным в себе, найти любимое занятие, реализоваться в будущем!

Источники и литература

  • dyslexiarf.com/chasto-zadavaemye-voprosy/
  • understood.org/articles/en/dyslexia-possible-causes
  • www.youtube.com/watch?v=xrm57eQPtGQ&t=16466s
Рекомендуем