Источник: @maax_sf

Многоквартирные дома, построенные на рубеже XIX и XX веков, населяли разнообразные жители: от чиновного дворянства и купцов до студентов и отставных военных. На первых этажах располагались ателье и магазины для нужд жильцов. На вторых селились конторские служащие. Третьи занимали наиболее обеспеченные резиденты: дворянство и купечество.

Черный ход и комнатка для прислуги

Дома, построенные до революции, сохраняют в себе следы уклада прежних лет. Тогда среди богатых жителей небоскребов, а именно так назывались многоквартирные дома, выделявшиеся на фоне малоэтажной московской и питерской застройки, было не принято самостоятельно заниматься хозяйством.
Источник: @moiparadki

В квартирах обязательно жил человек, который готовил обед и следил за тем, чтобы у хозяев было всего в достатке.

Дверь на кухню разделяла мир прислуг и господ. Так как работа кухарки была тесно сопряжена с присутствием в этой части квартиры, проекты домов предусматривали черную лестницу, ведущую прямиком на «рабочее место». К кухне же прилегала небольшая комнатка, порядка 2,5 м2 , где и проживал помощник.

У прислуги были также отдельные туалеты на черной лестнице. Современные жители доходных домов уже давно позабыли о предназначении лестничных помещений и рассматривают их как чуланы для редко используемых вещей.
Источник: @moiparadki

Ниша под дрова и печь

Квартира с печами в доходном доме Т.П.Павловой — Л.З.Райбштейна.
Архитектор Наткин Лев Яковлевич, 1911-12.
Конная ул.,8.
Источник: @v.karelsky

На заре истории московских многоэтажных домов горожанам уже было доступно электричество, но газификация еще не произошла. Как же готовили в домах без плит? Точно так же, как и в сельских — с помощью печки. В квартирах даже была специальная ниша для хранения дров. У прислуги всегда был достаточный резерв. Нельзя было допустить ситуации, когда нечем топить, чтобы накормить жильцов.

Внешний вид печей, конечно, был не «деревенским». Они были облицованы плиткой: от обычной белой до более изящной с цветной эмалью и узорами. В некоторых домах очаг представлял из себя настоящее произведение искусства с декоративными пано по мотивам знаменитых картин и лепными элементами.
Источник: @v.karelsky

Нынешнее поколение уже, конечно, печами не пользуется, давно заменив их на газовые и индукционные плиты. И правильно, несмотря на каменную облицовку, перекрытия в таких домах деревянные, поэтому использование печей в многоквартирных домах представляет серьезную опасность.

Роспись на стенах вместо обоев

Обои кажутся непременной частью квартиры, по крайней мере так было до моды на минимализм, вследствие которой люди все чаще стали отказываться от этого элемента отделки. Тем не менее в доходных домах начала XX века зачастую стены были просто окрашены и покрыты незатейливым узором.

Альфрейная живопись, а именно так называется роспись по штукатурке, которую можно увидеть в старинных квартирах, выполняла функцию имитации декоративных элементов, шелковых обоев или тканевой драпировки стен.
Источник: @maax_sf

Этот прием, к слову, использовался для украшения стен усадеб и резиденций монарших особ. Владельцы квартир той эпохи не нуждались в дополнительной звукоизоляции, которую обеспечивают настоящие обои, толстые стены, характерные для их домов, и так прекрасно поглощают звуки.

Сегодняшние жители распоряжаются судьбой стен по-разному: одни сохраняют и восстанавливают, другие все же оклеивают обоями, ведь голые стены сообщают помещению прохладу, которая желанна летом, но не так приятна зимой.


Источник: @maax_sf

Дополнительные двери

Старинные квартиры, пережившие революцию и войну, успели сильно измениться. На стенах появились обои и уже не в один слой. Если постучать по ним, можно обнаружить, что звук неоднородный — кое-где спрятались двери. Внимательное инспектирование дома покажет, что дополнительный проем есть в каждой господской комнате. Зачем же на одно помещение по две двери?

Ответ на этот вопрос кроется в изменившихся идеалах приватности. Несмотря на то, что социальный протокол держал людей того времени на почтительной дистанции, к комнатам не предъявлялось требование уединенности. Напротив, планировка предполагала открытость, возможность непринужденно переходить из одних покоев в другие. Квартиры уподоблялись дворцам с их анфиладами. И их жителей легко понять — огромный метраж делал переходы довольно утомительными, не удивительно, что чем выходить в основной коридор, проще было перейти через двери между комнатами.

Лепнина

Дома столетней давности старались отделывать роскошно: на входе могла стоять скульптура, на фасаде располагались декоративные элементы, а на потолках квартир — лепнина. Декоративные элементы можно увидеть во всех «господских» комнатах. Лепнину отличало разнообразие: на потолках можно встретить традиционный греческий узор, который сейчас является фирменной айдентикой модного дома Givenchy, флоральные мотивы, изображения в музыкальной тематике. Украшения были выполнены скромно, без чрезмерных излишеств, чтобы не перегрузить интерьер дома.

Владельцы советской эпохи, отрицая «капиталистическую вычурность», покрывали эти узоры плотным слоем штукатурки, так что впоследствии ценителям декоративного элемента приходилось проводить реставрационные работы, чтобы восстановить утраченную красоту.

Бытовые трудности

Жизнь в доме со столетней историей — это роскошь, но достижение комфорта в таком здании требует значительных вложений. Помимо просторной планировки, изящных декоративных элементов и загадочной истории, жилец получает отопление, трубы и перекрытия, пережившие смену пяти поколений и трех политических режимов. За это время технологии шагнули вперед, и качество жизни в такой квартире уже не считается высоким.

Чтобы совместить близость к истории, не потеряв в удобстве, дома нужно фактически пересобирать заново. Современные владельцы квартир, к сожалению, этим не всегда занимаются, а без объединенных усилий коммуникации не заменить. Девелоперы, которым удалось получить в распоряжение такой дом, воссоздают его по крупицам заново, отдавая дань традициям.

Читайте также
Вас может заинтересовать