Вы замечали, как детки отличаются друг от друга? Развитие, ощущение времени и окружающего пространства, инициативность, общительность, обучаемость… Иногда два малыша-ровесника отличаются по этим параметрам друг от друга, словно представители разных планет. И кто же берет на себя за подобные различия ответственность? Частично гены, частично социальная среда, в которой растет карапуз, а частично — стиль материнства. Мамочки все без исключения самые любимые, с этим не поспоришь. Но еще они бывают чрезмерно заботливые и осторожные, а эти качества, увы, не всегда оказывают добрую службу. Во всем хороша мера.
И сегодня мы поговорим о том, каких ошибок мама вполне может избежать, выбираясь из категории «наседка» в категорию энергичных, современных и очень мудрых мам.
1. «Дай – ка я сама!». О, эта фраза! Никто не сомневается, что вам быстрее, проще и легче покормить, одеть и развлечь малыша…И некоторые особо усердные мамочки стремятся не только обеспечить кроху самым необходимым, но и дособирать паззл или дорисовать картинку, когда у юного гения вдруг возникли затруднения. Но что мы имеем в итоге? На одной чаше весов — однозначная экономия времени и иногда нервов, а на второй — нарастающая несамостоятельность малыша. Согласитесь, вы все умеете в своей жизни только потому, что в свое время много раз пробовали, шли от простого к сложному, ошибались и пробовали вновь. Ваш ребенок должен пройти тот же путь, прежде чем освоить любой навык. Но, имея больше самостоятельных попыток, на самом деле он сократит время на обретение новых умений, нежели с вашей неусыпной и качественной помощью. Проверенно!
2. «Не играй с ним, раз он такой!» И продолжая тему нашей гиперпомощи… Настоящая «супер-мама» не только круглосуточно готова шнуровать ботиночки, но и наводить «порядок» в детских отношениях. Спору нет, сложно принимать тот факт, что ненаглядное чадо опять осталось не принятым в игру, да еще и с разломанным куличиком. Детство — время первой дружбы и конфликтов. Но, если вам удастся придержать себя за руку и сосчитать хотя бы до пятидесяти, прежде, чем бежать «помогать дружить», вы с удивлением обнаружите, что малыши как — то умудряются найти собственный выход из щекотливой истории. Может быть дележ игрушек закончится обоюдной потерей интереса к ним, а может случится некое подобие ссоры. Но и этот опыт ребенку необходим, чтобы научиться различать свои чужие границы, отстаивать интересы, имущество и проявлять благородство… Иначе не бывает! Потому, пока песок не летит в глаза, а лопатка не нависает над головой — можно быть наготове, но сохранять видимость спокойствия.
3. «Мама все уберет!». Бесспорно это так, а потом, спустя десяток лет та же мама будет эмоционально отзываться о лености и безразличии ребенка к совместному хозяйству. Есть такое дело? Есть. Выход один — вверять крохе часть посильных забот. Яркая тряпочка для пыли, розовое мылко для стирки пресловутых носочков, леечка для цветов, несколько небьющихся стаканов для безопасного мытья и сказочная возможность разложить свои вещи в свой шкафчик! Поверьте, ведение хозяйства может быть очень приятной игрой, если правильно подобрать аксессуары и мотив — ты совсем взрослый! Конечно, вы все потом переделаете, но дайте крохе вдоволь поиграть в делового и ответственного человека. Игра пройдет, а навык останется!
4. «Стой, туда нельзя!». Нашим детям, бывает, что нельзя лазить, нельзя слишком сильно качаться, нельзя кувыркаться, бегать…Да, мало ли что еще…Да, это перестраховка. Но! Просто для справки, у детей совсем иная координация, инстинкты, чутье… Они не такие беззащитные — они могут в мгновение научиться плавать, если поддерживать этот навык с рождения, они могут быть гибкими и цепкими, если разрешать лазать на лесенки и турники. Так работает их тело — оно тренируется и великолепно защищает себя в тот момент, когда нам кажется, что малыш вот-вот должен свалиться. Да, разрешать развивать свои природные способности, это значит забыть на время про сидение на лавочке и выступать ненавязчивым страховочным объектом. Но взамен вы получите ловкое и развитое дитя, с крепкой нервной системой, реакцией, цепким вниманием и подвижным мышлением.
5. «А это тебе зачем?». Ну, правда, зачем малышу брать мелки, если он пока не умеет рисовать и только пачкается, зачем ковырять камешки, если они валяются на земле, зачем вообще тащить всякий хлам в карманы… Взрослая логика в такие моменты отдыхает. Но детская тренируется на избирательности, создании новых интересов, расширении кругозора, сборе данных и… Словом, если вы дадим малышу возможность хотя бы немного «покопаться в грязи» и «притащить мусор», а затем хорошенько помоем руки и выстираем одежду, мы окажем львиную помощь его всестороннему развитию. Не сомневайтесь!
Текст подготовила психолог Марина Кожевникова
Хотите пройти тест «Какая вы мама?» — жмите сюда!