Источник здесь и далее: pixabay.com

Все больше ученые и психологи говорят об эмоциональном интеллекте. Но что это такое и как его измерить? Попробуем разобраться вместе с психологом Верой Гуляевой. 

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать эмоции, понимать желания, намерения и мотивы — как собственные, так и чужие. Кроме того, под ЭИ также понимается способность управлять этими эмоциями в целях решения различных практических задач. Человек с высоким эмоциональным интеллектом обладает большими возможностями для того, чтобы влиять на окружающих и защищать себя от действий злоумышленников. 

Израильско-американский психолог Даниел Канеман выявил, что люди даже склонны заключать не слишком выгодные сделки, если их предлагает симпатичный, приятный человек. Так, например, продавец с развитым ЭИ способен убедить людей взять тот или иной товар даже в том случае, если они не собирались его покупать. 

Почему ЭИ важнее IQ

Наибольшую известность теории ЭИ принес Дэниэл Гоулман, американский писатель, психолог и научный журналист. В своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» автор выделил 5 главных составляющих ЭИ, которые и говорят о его высокой значимости:

  • самосознание — умение оценивать свои способности, понимать эмоции и на основании этого делать выбор, принимать решения;
  • саморегуляция — умение брать свои эмоции под контроль и не позволять им мешать выполняемой работе; способность пожертвовать минутным удовольствием ради намеченной ранее цели, умение быстро приходить в себя после стрессов и напряжения;
  • мотивация — способность вооружаться глубинными склонностями и интересами для решения установленной задачи, проявлять инициативность, не опускать руки после провалов;
  • эмпатия — умение сопереживать окружающим, понимать, что они чувствуют, ставить себя на их место, в их положение;
  • социальный навыки — способность распознавать эмоции при общении с окружающими и пользоваться этим умением с целью убеждения, сглаживания конфликтов, организации работы в команде.

Так, можно сделать вывод, что развитый эмоциональный интеллект — это, прежде всего, возможность работать эффективно — как самостоятельно, так и в команде. 

ЭИ позволяет человеку не выгорать, полностью понимать потребности людей и быть не только идеальным исполнителем, но и командным игроком, который усиливает свою команду, а не разваливает ее. В мире, где настолько ценны такие навыки как умение сотрудничать, разрешать конфликтные ситуации и проявлять качества лидера, это играет огромную роль. 

Тест на эмоциональный интеллект

Чтобы узнать свой уровень эмоционального интеллекта, пройди специальный тест, состоящий из 10 вопросов. На каждый вопрос отвечай «Да» или «Нет».

  1. Если какое-либо событие вызвало у меня негативную реакцию, я быстро справляюсь с этим и держу эмоции под контролем. 
  2. Когда нужно успокоиться, я достаточно быстро достигаю этого состояния.
  3. Я понимаю, что чувствует человек, едва взглянув на его лицо и увидев его эмоции.
  4. Негативные эмоции ¬– это не абсолютное зло, они часто помогают понять, что нужно изменить в жизни.
  5. Я внимательно отношусь к проблемам других людей, и меня не напрягает выслушивать их, давать им советы.
  6. Я не зацикливаюсь на негативе и быстро переключаюсь на что-то приятное.
  7. Когда мои друзья в плохом настроении, мне быстро удается настроить их на лучшее.
  8. Когда я выступаю перед большим количеством людей, я почти не нервничаю.
  9. Я умею нравиться людям, и это часто помогает мне добиться успеха.
  10. Я могу понять чужую точку зрения, даже если думаю совсем по-другому.

Результаты:

Если вариантов «Да» насчитывается от 8 до 10, твой уровень ЭИ считается высоким, если от 5 до 7 — средним, если менее 5 — низким. 

5 упражнений на развитие ЭИ у взрослых

Это важнее IQ: 5 упражнений для развития эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта происходит, прежде всего, за счет наработки определенных умений. А выработать эти умения можно с помощью специальных упражнений. 

  1. Выработка осознанности. Необходимо закрыть уши, чтобы остаться в абсолютной тишине. Далее нужно полностью сконцентрироваться на окружающей обстановке и попытаться заметить в ней даже незначительные детали. Спустя некоторое время обстановка вокруг станет ярче, и ты сможешь увидеть то, чему раньше не придавала значения. Теперь необходимо закрыть глаза, чтобы сосредоточиться только на звуках. Схема та же — постепенно ты начнешь слышать больше, чем ранее. Далее следует закрыть и глаза, и уши. Вслушайся в то, как твое тело реагирует на окружающий мир, как оно общается с ним.
  2. Выработка адаптационных навыков. Для данного упражнения тебе понадобятся карточки эмоций. Необходимо вытянуть карточку и изобразить с помощью пантомимы ту эмоцию, которая на ней обозначена (радость, грусть, обида, злость и так далее). Постепенно ты научишься более точно выражать свои эмоции, и у тебя повысятся навыки общения.
  3. Развитие навыков распознавания и понимания чужих эмоций. Включи телевизор и выбери беззвучный режим. Найди любой фильм и смотри его, уделяя особое внимание жестам и мимике героев. Старайся понять, какие эмоции они сейчас испытывают. Посмотри отрывок знакомого фильма, а затем — незнакомого. Определи, чем различается процесс такого наблюдения? Знание сюжета помогает или, напротив, мешает понимать эмоции героев? Вместо фильма также можно включить телепередачу или новости. 
  4. Развитие навыков управления своими эмоциями. Составь список проблем, которые актуальны для тебя на данный момент (необходимо постараться вспомнить максимальное количество). Теперь переформулируй проблемы в цели, следя за тем, чтобы этот процесс был как можно позитивнее. Обозначь цели максимально конкретно и установи срок, к которому их нужно достичь. Обрати внимание на то, как изменилось твое эмоциональное состояние — каким оно было в начале задания и каким стало в конце.
  5. Развитие мотивации. Составь список из 10 дел, которыми тебе очень нравится заниматься. Затем в соответствии с этими занятиями составь план на 4 недели — в этот месяц тебе нужно будет прожить 10 дней так, чтобы они были полностью посвящены написанным делам. Ты можешь танцевать, читать, гулять, общаться с друзьями, бегать — все, что угодно.

Важно заметить, что все упражнения нужно делать осмысленно, а не для галочки — только так ты сможешь действительно развить в себе определенные умения и, как следствие, повысить эмоциональный интеллект. 

5 упражнений на развитие ЭИ для детей 

Это важнее IQ: 5 упражнений для развития эмоционального интеллекта

Для развития эмоционального интеллекта у детей можно использовать простые упражнения-игры, которые с легкостью «встроятся» в повседневную деятельность. Некоторые из таких упражнений можно выполнять, например, когда приходится где-то дожидаться своей очереди, и ребенку нечем себя занять.  

  1. Предложи ребенку с помощью пантомимы изобразить такие эмоции как радость, печаль, удивление, обида. Это упражнение позволит ему научиться идентифицировать как собственные, так и чужие эмоции.
  2. Во время чтения книг или просмотра кинофильмов (телепередач, мультфильмов) обращай внимание ребенка на то, какие эмоции испытывают герои. Спрашивай его, почему тот или иной герой радуется, почему он печалится или злится. Обращай внимание на то, как именно герои выражают эмоции, как они справляются с ними. Спрашивай, как еще можно было бы выразить те же самые эмоции без вреда для других людей.
  3. Покажи ребенку с помощью пантомимы какую-либо эмоцию и попросите его угадать ее. Затем поменяйтесь ролями. В дополнение можно попросить ребенка не только угадать эмоцию, но и повторить ее. 
  4. Перед сном спроси ребенка, какие эмоции он испытывал в течение дня. Что его порадовало? Чему он удивился? Почему огорчился? Что еще он чувствовал в той или иной ситуации? Благодаря такому упражнению, ребенок научится называть свои чувства и рассказывать о них, а это будет важным шагом к умению контролировать себя. 
  5. Попроси малыша нарисовать, например, четырех людей, первый из которых испытывает радость, второй — удивление, третий — огорчение, четвертый — злость. 

Данные упражнения можно усложнять — все зависит от возраста ребенка, который их выполняет. Например, можно увеличивать количество эмоций, которые малыш должен изобразить, или задавать ему больше вопросов о том, что он чувствовал в течение дня. 

В заключение необходимо сказать, что очень важно отличать эмоциональный интеллект от манипулирования. Не стоит использовать свои навыки, чтобы склонить безобидного, неуверенного в себе человека к решению, которое негативно отразится на его жизни. Не стоит использовать эти знания и умения, например, для заключения незаконных сделок или для того, чтобы управлять поведением своих близких. В любой ситуации важно, прежде всего, оставаться человеком. 

Рекомендуем