Что это такое
Звуковые иллюзии
Связь с психическими расстройствами
Научное объяснение
Что такое парейдолия
Люди — чемпионы по распознаванию узоров, особенно лиц, на неодушевленных предметах — вспомни знаменитое «лицо на Марсе» на снимках, сделанных орбитальным аппаратом «Викинг-1» в 1976 году, которое, по сути, было игрой света и тени.
Кроме того, некоторые замечают то, что, по их мнению, является ликом Иисуса, в подгоревших тостах и многих других (очень многих) обычных продуктах питания.
Причудливое название этого явления —
Звуковая парейдолия
В большинстве случаев под этим феноменом подразумевают зрительные иллюзии, однако в своей книге «Anomalistic Psychology: A Study of Magical Thinking» американский психолог Леонард Зюсн описывал также примеры слуховой парейдолии.
Одним из самых ярких примеров этого явления являются утверждения некоторых людей о «тайных посланиях», которые зашифрованы в поп-музыке, а также в потусторонних голосах, проявляющихся при прослушивании «белого шума».
-
Не пропустите
В 1995 году психолог Диана Дойч изобрела алгоритм для создания фантомных слов и фраз со звуками, исходящими из двух стереодинамиков (один — слева от слушателя, а другой — справа от него), создавая смещение фразы во времени между динамиками. После прослушивания в течение некоторого времени внезапно появляются фантомные слова и фразы, и часто кажется, что они отражают то, что у слушателя на уме.
Парейдолия и психические расстройства
В тех случаях, когда человек становится одержимым этими иллюзорными образами, начинает собирать ситуации, когда он их увидел, в некоторую систему и видеть в этом какое-то тайное послание, то речь может идти о бредовой концепции.
Научное объяснение феномена
Ученые из Сиднейского университета обнаружили, что мы не только видим лица в повседневных предметах, наш мозг даже обрабатывает неодушевленные объекты для выражения эмоций так же, как мы это делаем для реальных лиц, вместо того чтобы отбрасывать их как ложные обнаружения.
Этот общий механизм, возможно, развился в результате необходимости быстро понять, является ли встреченный человек другом или врагом. Сиднейская команда описала свою работу в статье, опубликованной в журнале «Proceedings of the Royal Society B».
Ведущий автор Дэвид Алайс из Сиднейского университета сказал в интервью изданию «The Guardian»: «Мы очень сложный социальный вид, и распознавание лиц очень важно... Вам нужно понять, кто перед вами — член семьи, друг или враг, каковы его намерения и эмоции?
«Поразительной особенностью этих предметов является то, что они не только выглядят как люди, но даже могут передавать ощущение индивидуальности или социального значения», — добавил Алайс.
Взгляни на этот пирог — тебе не кажется, что он зевает?
Восприятие включает в себя нечто большее, чем просто черты, общие для всех человеческих лиц, такие как расположение рта, носа и глаз. Наш мозг может быть эволюционно настроен на эти универсальные паттерны, но для чтения социальной информации требуется способность определять, счастлив ли кто-то, сердит или грустен, или обращает ли он на нас внимание.
Группа Алайса разработала эксперимент по сенсорной адаптации, и он определил, что мы действительно обрабатываем лицевую парейдолию почти так же, как и для реальных лиц, согласно статье, опубликованной в прошлом году в журнале «Psychological Science».
Это исследование, по общему признанию, имеет небольшой размер выборки: 17 студентов университета, все из которых прошли практические испытания с восемью реальными людьми и восемью изображениями парейдолии перед экспериментами.
Первый эксперимент был разработан для проверки последовательных эффектов. Испытуемые выполнили последовательность из 320 испытаний, причем каждое из изображений было показано восемь раз в рандомизированном порядке.
Половина испытуемых выполнила эту часть, используя сначала реальные лица, а затем изображения парейдолии. Другая половина поступила наоборот. Второй эксперимент был похожим, за исключением того, что в испытаниях случайным образом комбинировались как изображения реальных людей, так и парейдолии. Каждый участник оценил данное изображение восемь раз, и эти результаты были усреднены в среднюю оценку выражения изображения.
«Мы обнаружили, что
В частности, результаты показали, что испытуемые могли надежно оценивать изображения парейдолии по выражению. Испытуемые также демонстрировали ту же склонность к серийной зависимости, что и пользователи Tinder или посетители художественных галерей.
То есть счастливое или сердитое иллюзорное выражение в объекте будет восприниматься как более похожее по выражению на предыдущее. И когда реальные лица и изображения парейдолии смешиваются, как во втором эксперименте, эта последовательная зависимость была более выраженной, когда испытуемые рассматривали изображения парейдолии перед человеческими лицами.
Алайс и его коллеги пришли к выводу, что это свидетельствует об общем базовом механизме между ними. По мнению ученых это означает, что
«Это условие «перекрестного перехода» важно, поскольку оно показывает, что задействован один и тот же основной процесс распознавания выражения лица, независимо от типа изображения», — подытожил Алайс. — Это означает, что видеть фигуры в облаках — это нечто большее, чем просто детская фантазия. Когда объекты выглядят убедительно похожими на лица, это больше, чем интерпретация: они управляют сетью распознавания лиц нашего мозга. И хмурый взгляд или улыбка — это система выражения лица вашего мозга в действии. Для мозга все лица, фальшивые или реальные, обрабатываются одинаково».