Кадр из фильма «Малыш»

Автором концепции «Ребенок, Взрослый и Родитель» является Эрик Берн, который подробно описал поведение и реакции каждой из ролей, для того чтобы люди могли осознанно управлять своими внутренними реакциями, эмоциями, поведением, а значит, своей жизнью и отношениями.

Эти эго-состояния — внутренняя позиция, из которой мы проявляем эмоции, принимаем решения и действуем. Давай познакомимся с каждой из них поближе.

Родитель

Чтобы не путать с позицией Взрослого (о которой поговорим ниже), сразу скажу, что отличительные проявления Родителя — это поведенческие стратегии, которые мы получили от значимых для нас взрослых людей в детстве, когда формировались наши отношения к себе и миру. Это могут быть модели поведения мамы или папы, воспитательницы или учительницы.

Неосознанно проигрывая роль внутреннего родителя в некоторые моменты, мы начинаем во взрослом возрасте относиться к себе так же, как к нам относились в детстве. Нам важно разобраться, чей голос в голове критикует или одобряет наше поведение и звучит фоном, влияя на цели и желания.

Если внутренний Родитель находится в положительном проявлении, то человек:

  • умеет заботиться, защищать и одобрять;
  • охраняет свои жизненные ценности;
  • умеет делать выбор, опирается на свои внутренние ориентиры и установки;
  • помогает другим из позиции «старшего»;
  • обеспечивает себя и других базовой безопасностью.

Если Родитель внутри «раненый», то человек:

  • указывает другим, как жить, постоянно получает и дает непрошеные советы;
  • критикует всех и вся (в том числе и себя самого);
  • имеет неадекватную самооценку: либо завышенную, либо заниженную, довольно часто одна сменяет другую;
  • постоянно ждет одобрения и оценки окружающих.

Ребенок

Родитель, взрослый, ребенок: как оставаться в гармонии с каждой стороной своей личности
Фото: Edi Libedinsky, Unsplash

Роль внутреннего Ребенка эмоциональная и инфантильная. Многие и во взрослом возрасте остаются детьми с эмоциональным поведением, которое усвоили еще в раннем детстве.

Изначально внутренний Ребенок доверчивый и искренний, но по мере набора опыта взаимодействия с внешним миром мы получаем травмы, и он нередко превращается в капризного, обидчивого или недоверчивого малыша, что не дает проявляться творческой и способной к безусловной любви душе.

Раненый внутренний Ребенок проявляется, когда человек:

  • склонен к страхам, обидам и капризам;
  • встает в позицию «хочу, не хочу»;
  • несамостоятелен в вопросах обеспечения своих базовых потребностей;
  • опирается на мнение и советы окружающих;
  • угождает, старается заполучить похвалу;
  • чувствует неуверенность в себе, нежелание познавать новое;
  • проявляет упрямство, злится, спорит.

Положительное проявление внутреннего Ребенка:

  • человек очень открыт и живет из состояния «хочу»; занимается любимым делом, творчеством, наслаждается жизнью, умеет принимать нестандартные решения;
  • принимает решения, прислушиваясь к интуиции, любит свой внутренний мир;
  • умеет дурачиться, флиртовать;
  • умеет экологично выражать себя;
  • умеет проявлять искреннюю радость, благодарность, эмоциональную легкость.

Гармонично развитые внутренний Родитель и внутренний Ребенок дают основу для успешного во всех сферах жизни развития внутреннего Взрослого.

Взрослый

Внутренний Взрослый внутри нас, это про «я хозяин своей жизни и несу полную ответственность за все происходящее».

Положительные качества внутреннего Взрослого:

  • умение трезво оценить ситуацию, наличие логического и гибкого мышления;
  • наличие навыка организации любых жизненных процессов;
  • умение зарабатывать деньги на любимом деле;
  • отсутствие неконтролируемых эмоций;
  • общение с окружающими из позиции «все равны», с уважением к эмоциям и труду других людей;
  • умение находиться в «моменте», не тревожиться о будущем и не сожалеть о прошлом.

Чтобы взрастить в себе Взрослого, нужно признаться себе в тех поведенческих моделях, которые делают нас зависимыми от неконтролируемых эмоций и чувств, когда мы перекладываем ответственность на окружающих нас людей, ситуации и обстоятельства.

Как эти личности взаимодействуют друг с другом

Родитель, взрослый, ребенок: как оставаться в гармонии с каждой стороной своей личности
Кадр из фильма «Малыш»

Я надеюсь, что каждый осознает и узнает себя во всех трех ролях, так как каждая из них очень важна для целостности и гармоничного проживания своей жизни.

В роли Ребенка мы умеем наслаждаться, быть легкими и творческими. В лице контролирующего Родителя мы находим покровителя и защитника своих чувств и желаний, можем логически и трезво оценить свои стремления и состояния, обеспечить себе базовые потребности, любить себя и не искать поддержки вовне из нужды.

Иногда нужно и по головке себя погладить, и на массаж отвезти, и наряд новый подарить, можно на творческий мастер-класс отвести, составить грамотное рабочее расписание, сделать график «колеса баланса», чтобы системно закрывать в себе собственные желания и потребности.

Постепенно взращивая в себе лучшее, мы становимся Взрослыми, наполненными энергией, идеями, реализацией, мы настолько изобильны, что начинаем делиться тем, что у нас есть (у кого-то это знания, физическая помощь, добрые слова), из позиции безусловной любви и стремления к миру, а не из нужды и зависимой позиции.

Как слышать каждую из этих личностей и быть в гармонии с каждой из них

Нужно задавать себе вопросы, чтобы слышать ответы:

  • Что я чувствую сейчас?
  • Что я думаю сейчас?
  • Что я делаю сейчас?
  • Что я хочу сейчас?

Казалось бы, просто, но нет! Я сама забывала эти вопросы и долго еще обращалась к конспекту с этими словами. Очень советую записывать ответы и практиковать это упражнение ежедневно.

Гармония между этими тремя ролями — такое еле уловимое состояние, когда чувствуешь опору под ногами, благодаришь за любую ситуацию в жизни и с азартом мечтаешь и ставишь цели.

Например: Ребенок мечтает, фантазирует, радуется — аж мурашки бегут. Родитель начинает задавать вопросы, «как мне это организовать»? Продумывает рациональный план по осуществлению задуманного.

Взрослый спокойно реализует, радуется и знает, что эта победа его по праву.

Практика на работу с этими тремя личностями

Родитель, взрослый, ребенок: как оставаться в гармонии с каждой стороной своей личности
Фото: Dagmara Dombrovska, Unsplash

Давай не будем сразу что-то в себе менять, а дадим себе время и место для исследований своих частей. Прекрасный способ — начать вести дневник наблюдений за своими чувствами и реакциями. Кроме того, расскажу об одном из своих любимых методов.

Можно взять небольшие предметы (у меня это камешки или ракушки) и каждому из них дать соответствующие ролям названия: Ребенок, Взрослый, Родитель.

Первым мы берем предмет Взрослого, так как эта роль, к которой мы стремимся как к Мудрецу (вдумчивому, рассудительному), и задаем от его лица вопросы Ребенку: Что ты себе не позволяешь? Как ты хочешь проявиться? Где ты себя ужимаешь? Где напрасно тратишь энергию?

Затем берем предмет Ребенка и начинаем искренне отвечать из его позиции. Далее возьмем предмет Родителя и спросим: Где ты себя подавляешь? Где и как перекладываешь ответственность? За что критикуешь?

Теперь снова берем Взрослого, ощущаем себя в этой роли и начинаем анализировать то, какие установки и мысли мешают нам чувствовать себя гармонично, а какие, напротив, помогают этому.

Рекомендуем