Фото: pexels.com

Миф о безграмотной России много лет насаждался в нашей стране. Документы и свидетельства очевидцев говорят обратное — перед революцией большинство населения крестьянской страны умело читать и писать. В 1916 году при мобилизации в армию 80% призывников оказались грамотными. А ведь большинство из них были крестьянами. Малограмотными к тому времени оставались, в основном, старики и женщины-простолюдинки. Все молодое поколение, особенно мужчины, уже проходило через образовательные учреждения различного уровня. Сегодня, когда начался процесс реформирования российской образовательной системы, стоит обратиться не только к советскому опыту, но и к русской традиции, воспитавшей сотни великих писателей, ученых и военачальников — выходцев из самых разных слоев общества.

Питомник русской элиты

К концу XIX века классическая гимназия стала настоящим питомником российской элиты. В то время сословный уклад общества, как в зеркале, отображался и в укладе образования. Система работала слажено, как хорошо сыгранный оркестр. Каждый подданный Российской империи мог выбрать, где учиться, в зависимости от своего желания, способностей, положения в обществе, материальных возможностей и амбиций. Для народа — крестьян, ремесленников, мещан — существовали школы грамотности, церковно-приходские и земские народные училища, ремесленные училища. Самые трудолюбивые и талантливые при желании могли дойти и до высших учебных заведений. Своя образовательная сеть духовных училищ, семинарий и академий была у церкви. Выходцы из армейской среды могли продолжить династию в кадетском корпусе. Легитимным было и домашнее образование, которое тоже строго регламентировалось законом.

При этом получение образования не было обязательным. Просвещая народ, государство предпочитало действовать методом пряника, всячески поощряя грамотность и образованность, но не принуждая к учебе помимо воли. Так, срок службы в армии по призыву зависел от образования — чем выше образованность, тем ниже срок.

Путь к блестящей карьере

И. Репин «Торжественное заседание Государственного Совета».
И. Репин «Торжественное заседание Государственного Совета». Фото: соцсети

В этой сложной и хорошо продуманной цепочке классическая гимназия занимала особое место. Наряду с реальным училищем она находилась на средней ступени между начальным образованием и высшим. Разница была лишь в том, что реальное училище готовило к поступлению в технические вузы. И только после окончания гимназии, пройдя узкое горлышко тяжелейшей учебной программы и жесткого отбора, можно было поступить в университет. А уж оттуда открывалась широкая дорога к государственной службе, чинам, карьере, высокому жалованию.

По свидетельству очевидцев, несмотря на строгие вступительные экзамены, гимназии были переполнены — в первые классы набивалось до 50-60-ти детей. С программой справлялись немногие, шел жесточайший отсев, но только к 5-му году обучения количество учеников в классах сокращалось до приемлемых 30-ти. Остальным приходилось расстаться с мечтами об университетском образовании и престижной госслужбе и искать себе применение в других сферах.

Гимнастика для ума

В 1871 году была проведена реформа образования, в результате которой, в частности, программу гимназий привели к классическому образцу: в основе — много латыни, много древнегреческого, много математики и один-два современных языка. Почему именно такой перечень предметов? Дело в том, что на протяжении веков как в Европе, так и в России именно латынь и древнегреческий служили базой качественного образования. Древние языки — это идеальная гимнастика для ума, они лежат в основе всей европейской культуры и до сих пор преподаются на Западе в элитных учебных заведениях. Именно изучение древних языков воспитывало по-настоящему думающего, образованного человека. Как общая физическая подготовка для спортсмена, как гаммы и этюды для музыканта — древние языки формировали главный навык для получения образования — умение думать, сравнивать, воспринимать, анализировать и усваивать информацию из любой области знаний. Будь то русская словесность, физика или медицина.

Строгий отбор

Н. Богданов-Бельский «Устный счет».
Н. Богданов-Бельский «Устный счет».

Фото: соцсети

Что же должен был знать выпускник российской классической гимназии? Отбор начинался уже при поступлении. На вступительных экзаменах 9-10-летний ребенок должен быть показать знание основных православных молитв и событий, изложенных в Ветхом и Новом заветах, умение читать тексты, написанные на церковно-славянском, и в целом навыки беглого чтения и письма. Также требовалось продекламировать стихотворение, разобрать текст по частям речи, склонениям, спряжениям и устно решить арифметическую задачу. Конкурс был очень большим. Так, писатель Иван Шмелев, поступавший в престижную 1-ю Московскую гимназию, в которой смог продержаться всего три месяца, вспоминал, что из 400 претендентов тогда приняли лишь 60. Обучение длилось 8 лет. По окончании курса сдавались экзамены. Сдавать их могли не только ученики гимназии, но и те, кто осваивал гимназический курс на дому, экстерном, не учась в школе. И таких тоже было немало.

Что сдавали на экзаменах

В конце XIX века гимназисты сдавали 5 предметов: Закон Божий (устно), русский язык (письменно), греческий язык и латынь (устно и письменно), математику (устно и письменно), историю (устно). Каждое прошение об экзаменации рассматривалось индивидуально и очень строго. Учитывались не только достижения в учебе, но и нравственный облик ученика. Уровень знаний, который требовалось продемонстрировать на экзамене, поражает даже сегодня. Так, на экзамене по древним языкам нужно было не только свободно читать, писать и переводить с латыни и греческого, но и толковать философские сочинения Цицерона, произведения Овидия, Вергилия, Горация. Философ Алексей Лосев, закончивший с золотой медалью Новочеркасскую классическую гимназию, вспоминал, как на экзамене переводил текст с одного диалекта древнегреческого на другой.

Как ставили оценки

Закон Божий, 4 иностранных языка и много математики: чему учили в школе в царской России
Фото: freepick.com

В XVIII веке Михаил Ломоносов ввел особые правила для гимназии при Московском университете: «Кто что исполнил или пропустил и прочее, назначить в клетках против каждого дня и имени первыми буквами слов знаменующих: В. И. — все исполнил. Н. У. — не знал уроку. Н. Ч. У. — не знал части уроку. З. У. Н. Т. — знал урок нетвердо. Н. З. — не понял задачи. Х. З. — худа задача. Б. Б. — болен. Х. — не был в школе. В. И. С. — все исполнил с избытком. Ш. — шабаш. В 1837 году была введена пятибалльная шкала оценок, позаимствованная из европейских иезуитских школ. Каждый балл дублировался словами: «1» — «слабые успехи», «2» — «посредственные», «3» — «достаточные», «4» — «хорошие», «5» — «отличные». Эта система до сих пор сохранилась во многих российских учебных заведениях.

Рекомендуем