Миф о безграмотной России много лет насаждался в нашей стране. Документы и свидетельства очевидцев говорят обратное — перед революцией большинство населения крестьянской страны умело читать и писать.
Питомник русской элиты
К концу XIX века классическая гимназия стала настоящим питомником российской элиты. В то время сословный уклад общества, как в зеркале, отображался и в укладе образования. Система работала слажено, как хорошо сыгранный оркестр. Каждый подданный Российской империи мог выбрать, где учиться, в зависимости от своего желания, способностей, положения в обществе, материальных возможностей и амбиций. Для народа — крестьян, ремесленников, мещан — существовали школы грамотности, церковно-приходские и земские народные училища, ремесленные училища. Самые трудолюбивые и талантливые при желании могли дойти и до высших учебных заведений. Своя образовательная сеть духовных училищ, семинарий и академий была у церкви. Выходцы из армейской среды могли продолжить династию в кадетском корпусе. Легитимным было и домашнее образование, которое тоже строго регламентировалось законом.
При этом получение образования не было обязательным. Просвещая народ, государство предпочитало действовать методом пряника, всячески поощряя грамотность и образованность, но не принуждая к учебе помимо воли. Так, срок службы в армии по призыву зависел от образования — чем выше образованность, тем ниже срок.
Путь к блестящей карьере
В этой сложной и хорошо продуманной цепочке классическая гимназия занимала особое место. Наряду с реальным училищем она находилась на средней ступени между начальным образованием и высшим. Разница была лишь в том, что реальное училище готовило к поступлению в технические вузы.
По свидетельству очевидцев, несмотря на строгие вступительные экзамены, гимназии были переполнены — в первые классы набивалось до 50-60-ти детей. С программой справлялись немногие, шел жесточайший отсев, но только к 5-му году обучения количество учеников в классах сокращалось до приемлемых 30-ти. Остальным приходилось расстаться с мечтами об университетском образовании и престижной госслужбе и искать себе применение в других сферах.
Гимнастика для ума
В 1871 году была проведена реформа образования, в результате которой, в частности, программу гимназий привели к классическому образцу: в основе — много латыни, много древнегреческого, много математики и один-два современных языка. Почему именно такой перечень предметов? Дело в том, что на протяжении веков как в Европе, так и в России именно латынь и древнегреческий служили базой качественного образования. Древние языки — это идеальная гимнастика для ума, они лежат в основе всей европейской культуры и до сих пор преподаются на Западе в элитных учебных заведениях. Именно изучение древних языков воспитывало по-настоящему думающего, образованного человека. Как общая физическая подготовка для спортсмена, как гаммы и этюды для музыканта — древние языки формировали главный навык для получения образования — умение думать, сравнивать, воспринимать, анализировать и усваивать информацию из любой области знаний. Будь то русская словесность, физика или медицина.
Строгий отбор
Что же должен был знать выпускник российской классической гимназии? Отбор начинался уже при поступлении.
Что сдавали на экзаменах
В конце XIX века гимназисты сдавали 5 предметов: Закон Божий (устно), русский язык (письменно), греческий язык и латынь (устно и письменно), математику (устно и письменно), историю (устно). Каждое прошение об экзаменации рассматривалось индивидуально и очень строго. Учитывались не только достижения в учебе, но и нравственный облик ученика. Уровень знаний, который требовалось продемонстрировать на экзамене, поражает даже сегодня. Так, на экзамене по древним языкам нужно было не только свободно читать, писать и переводить с латыни и греческого, но и толковать философские сочинения Цицерона, произведения Овидия, Вергилия, Горация. Философ Алексей Лосев, закончивший с золотой медалью Новочеркасскую классическую гимназию, вспоминал, как на экзамене переводил текст с одного диалекта древнегреческого на другой.
Как ставили оценки
В XVIII веке Михаил Ломоносов ввел особые правила для гимназии при Московском университете: «Кто что исполнил или пропустил и прочее, назначить в клетках против каждого дня и имени первыми буквами слов знаменующих: В. И. — все исполнил. Н. У. — не знал уроку. Н. Ч. У. — не знал части уроку. З. У. Н. Т. — знал урок нетвердо. Н. З. — не понял задачи. Х. З. — худа задача. Б. Б. — болен. Х. — не был в школе. В. И. С. — все исполнил с избытком. Ш. — шабаш.