Источник здесь и далее: pixabay.com

Память — это очень сложная функция головного мозга, которая позволяет нам хранить информацию, воспроизводить ее, а также забывать. Кроме того, она напрямую связана с обучением — ведь именно благодаря ей фиксируется новая информация, усваиваются новые знания, умения, навыки.

Неважно, какого рода информация, – новый двигательный навык (вождение автомобиля, обучение вязанию, танцам и т.п.) или изучение иностранного языка, в любом случае непосредственно наш мозг помогает закрепить эти знания и умения.

Виды

Для понимания сути нарушений можно поговорить только о самых основных.

Рабочая

Помогает нам на короткий срок удерживать в голове ту часть информации, которая необходима для решения текущей задачи. Например, нужно запомнить ингредиенты, необходимые для приготовления блюда и последовательность действий с ними после прочтения нового рецепта.

Долговременная

Является большой библиотекой мозга, хранилищем всей информации, которой владеет человек.

Автобиографическая

Хранит знания человека о самом себе, весь его жизненный опыт. Человек, теряющий память, очень страдает, потому что зачастую теряется значительная часть сведений, которая касается образа «Я» во внутреннем мире. Человек может забыть чем он занимался, что любил, а что нет, что было для него ценно, своих близких, друзей и те события, которые были с ним связаны. 

От чего зависит запоминание 

Прежде всего от эмоциональной включенности. Эмоционально окрашенная информация (при этом, как положительно, так и отрицательно окрашенная) фиксируется значительно лучше и гораздо надежнее фиксируется в долговременной памяти.

Для мозга важно запомнить то, что потенциально опасно, неприятно, чтобы потом избегать этого или, напротив, запечатлеть нечто полезное и приятное, чтобы искать это в дальнейшем. 

Это — одна из сложнейших функций, и это значит, что в обеспечение ее работы включено огромное количество его участков. Именно из-за этого, многие травмы головы и другие неврологические заболевания (инсульты, возрастные изменения и т.п.) влекут за собой ее нарушения.

Помимо инсультов и прочих неврологических заболеваний, повреждения мозга могут наступить в следствие интенсивных занятий контактными видами спорта: боксом, регби и т.д. Зачастую эти повреждения в конечном итоге приводят к серьезным нарушениям мозговой деятельности, в том числе связанных с запоминанием и воспроизведением информации.

Основные виды нарушений

Нарушений, связанных с запоминанием, существует великое множество.

Среди основных можно назвать гипомнезию то есть ослабление памяти, которая может быть врожденной, наступать с возрастом или в следствие болезней мозга.

Парамнезии – особые состояния, когда человек ощущает новый материал, с которым ранее не сталкивался как уже знакомый. Многие из нас сталкивались с ощущением дежавю («deja vu»), которое хоть и кажется чем-то сверхъестественным, на деле оказывается проявлением парамнезии.

Кроме того, известны случаи гипермнезии — обострения, резкое усиления объема и прочности запоминания. Казалось бы это не нарушение, а скорее наоборот — подарок природы, но на практике оказывается не совсем так. Одной из важных функций неспроста является забывание. Мозг путается и дезорганизуется в условиях удержания огромного количества информации, которая непосредственно сейчас не нужна ему для решения актуальных задач. Подобно компьютеру, перегруженному выполнением множеством функций, он начинает «перегреваться» и «тормозить».

Наконец, амнезии — значительное снижение или отсутствие памяти. Бывает, что у человека нарушается запоминание и припоминание всех без исключения видов информации (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной, обонятельной и т.п.).

Виды амнезии

От вида нарушения зависят как его проявления, так и прогноз,  лечение.

Ретроградная

Это одно из нарушений, при котором человек забывает о тех событиях, которые предшествовали травме или заболеванию.

При выраженных нарушениях человек теряет почти все сведения о себе: от самого детства до последующей взрослой жизни. А вместе с ними он забывает друзей, предпочтения в еде, хобби, — словом, все то, что он любил и не любил, чем занимался, и что было ему дорого.

Люди очень тяжело переживают утрату воспоминаний: им трудно общаться с людьми из «прошлой жизни», так как они не помнят ни их, ни то, что было с ними связано. Хорошо, когда находятся близкие, которые помогают человеку припоминать прошлое или просто рассказывают о нем. Но все равно такие рассказы воспринимаются с трудом, так как человек не очень соотносит их с собой, испытывая чувство, что ему рассказывают о ком-то другом.

К счастью, при ретроградной амнезии память нередко постепенно восстанавливается. В таких случаях нарушается не функция хранения информации, а ее считывание, будто человек теряет на время доступ к нужным файлам. 

Антероградная

Это такое нарушение, которое характеризуется невозможностью удержать информацию о событиях, следующими за травмой или заболеванием.

Основная проблема патологии в том, что это лишает человека возможности усваивать новый опыт, учиться чему-то. Новые знания не фиксируются в мозге или все же удерживаются, но тогда нарушается возможность получить к ним доступ, не получается припомнить. 

Транзиторная глобальная

Это кратковременное нарушение на прошлые и настоящие моменты жизни. Обычно эпизод длится от одного часа до суток и иногда сопровождается нарушениями других высших нервных функций.

При этом во время приступа сохраняется идентичность личности, нормальная ориентация в пространстве, но человек находится в растерянности и панике от тотальной потери воспоминаний. Точные механизмы возникновения таких эпизодов доподлинно неизвестны.

Как вернуть память человека после амнезии

Некоторые люди при тяжелых эмоциональных потрясениях задаются вопросом, как получить амнезию, чтобы забыть психотравмирующее событие. Но они не понимают, насколько серьезное это нарушение!

Не существует таблеток, которые вернут память. Сегодня существуют препараты, которые способствуют восстановлению мозговых функций: улучшают скорость передачи информации между нервными клетками. Но правда в том, что это слишком сложная функция, чтобы можно было вернуть ее только медикаментозными средствами.

Нарушения поддаются профилактике и лечению, и основа всего — здоровый образ жизни:

  • сбалансированное питание;
  • полноценный сон;
  • умение справляться со стрессом;
  • умеренные физические нагрузки;
  • отказ от курения и употребления алкоголя.
Здоровый образ жизни не только уменьшает риск временных или стойких нарушений памяти, но и минимизирует риск возникновения неврологических заболеваний, которые влекут за собой эти нарушения.

Помимо ведения правильного образа жизни рекомендуется прием витаминных препаратов под контролем врача. Так, витамины группы B положительно сказываются на работе нервной системы, помогают при восстановлении когнитивных способностей человека. Кроме того, полезно регулярно нагружать мозг работой

Интеллектуальная нагрузка

Сейчас создается огромное количество приложений для тренировки, внимания и прочих умственных функций.

Изучение иностранных языков

Неважно, насколько успешно проходит обучение, – сам процесс оказывает большое положительное влияние на когнитивные способности. 

Заучивание стихотворений 

Когда мы учим наизусть стихотворение или художественное произведение, мы тренируем наши мнестические способности. Необходимы не только заучивание и регулярное повторение, но и ежедневное чтение. Хорошо пересказывать прочитанное вслух, обсуждение деталей повествования.

Решение головоломок

Кроссворды, судоку и прочие приятные развлечения полезны для ума. В комплексе с остальными способами лечения решение всяческих головоломок будет способствовать быстрейшему выздоровлению.

Если говорить о лечении уже имеющихся нарушений, то здесь, кроме универсальных правил, которые указаны выше, существуют специальные методы.

Нейропсихологическая когнитивная реабилитация (восстановительное обучение)

Зачастую требуется специально организованное восстановительное обучение под руководством специалистов — нейропсихологов. Изначально специалист проводит специальную диагностику структуры имеющихся нарушений, а затем разрабатывает программу реабилитационных занятий.

Вспомогательные средства

В случаях особо тяжелых нарушений, когда функцию памяти восстановить не представляется возможным, нейропсихологи обучают пациента пользоваться вспомогательными средствами, которые берут на себя ее функцию. К счастью, сейчас имеется большое количество приложений (календарей, ежедневников), которые помогают человеку вовремя вспомнить о важном деле. 

Рекомендуем