Источник: ShutterStock/Fotodom.ru

У каждой эпохи есть свои герои и, конечно, свои сказки и сказочники. Нашему безумному миру идеально подходит американский режиссер Тим Бертон: странный на вид — почти фрик, с мрачным взглядом на вещи, но по-детски простодушный и все-таки верящий в то, что зло должно быть наказано. 

В его жизни мультфильмы занимают особое место, как нельзя лучше передавая оригинальный стиль и мировоззрение. Немногие знают, что режиссер неплохо рисует: он сам сделал иллюстрации к своей книге «Унылая Смерть Мальчика Устрицы», а несколько лет назад в Нью-Йорке даже проходила выставка рисунков и кукольных персонажей из его мультфильмов.

Родом из детства

К анимации он питал любовь с юных лет. Дело в том, что рисунки и придуманный им мир помогали маленькому мальчику забыть о детской комнате, где не было окон (их почему-то замуровал отец), равнодушии родителей, травли со стороны одноклассников. Уже тогда его творчество не отличалось жизнерадостностью.

В 8 лет он попробовал сделать свой первый кукольный мультфильм (это совсем не сложно, можно прочесть инструкцию у нас). Так что с профессией он определился уже тогда. После школы будущий режиссер пошел учиться на мультипликатора (сейчас сказали бы аниматора) в Калифорнийский институт искусств.  

Самые ранние мультфильмы Тима Бертона

Карьеру режиссер начинал не просто в мультипликационной студии, а в легендарной студии Disney, многие мультики которой стали шедеврами (их можно смотреть всей семьей). Здесь он с командой художников работал над мультфильмами «Властелин колец», «Черный котел», «Лис и пес», «Трон» (первого у студии фильма, сделанного с использованием компьютерной графики).

Источник: кадр из мультика «Лис и пес»

Но от этого занятия молодой человек был не в восторге — создание мультфильмов оказалось делом медленным, требовало усердия, внимания и кропотливой работы. Он признавался, ему просто не хватало терпения. Он часто дремал над рисунком с карандашом в руке — изображал бурную деятельность.

«Винсент» (1982): проба пера

Как часто бывает с будущими знаменитостями, в начале творческого пути у него было много поражений. Еще работая в студии Disney, он создал своей первой полноценный мультфильм — «Винсент». Обошелся проект всего в 60 000 долларов — по сравнению с бюджетами его будущих фильмов это просто смешные деньги. Спустя десятилетия в Disney хотели перевыпустить первый мультфильм Тима Бертона в 3D формате, но по каким-то причинам так это и не сделали.

«Франкенвини» (1984): первый провал

Среди мультфильмов Тима Бертона в списке часто фигурирует название «Франкенвини». Но в его фильмографии было два проекта с таким названием. Самый ранний — это короткометражный фильм, который он сделал для студии Disney.

Источник: кадр из фильма «Франкенвини»

История о том, как маленький мальчик оживил своего погибшего пса, показалась студии слишком мрачной и пугающей. Короткометражка так и не вышла в прокат, а ее создателя компания уволила за профнепригодность. Оставшись работать в компании, он мог бы и не снять своих шедевров. Кстати, в Disney быстро пожалели о своем решении, ведь буквально спустя пару лет стало ясно, что Бертон — один из самых талантливых режиссеров в Голливуде.

Источник: Fotodom.ru

Этот поворотный момент в судьбе творца имел несколько последствий. Он понял, что ему совсем не интересна классическая анимация. Гораздо больше его привлекают странные истории о странных персонажах. В «Франкенвини» практически полностью сформировался его фирменный почерк: странный герой, которого не понимают и не принимают в обществе, мрачноватый кукольный мир, готическая стилистика, разговоры о смерти, а еще собаки — к ним у него тоже особое отношение. В конце концов, благодаря этому фильму его наконец заметили киностудии и стали предлагать сотрудничество.

«Кошмар перед Рождеством» (1993)

В списке мультфильмов Тима Бертона часто упоминается и этот проект. Легко узнается рука мастера: мрачный антураж, зыбкая грань между живыми и мертвыми, странные персонажи. Но тут все не так просто. В основу истории действительно легла поэма Бертона, который тот написал еще в 1982 году. В студии Disney ею заинтересовались и предложили автору экранизировать это стихотворение. Но до момента реализации замысла прошло еще несколько лет, потому что режиссер был страшно занят, создавая свои шедевры: игровые фильмы «Битлджюс», «Бэтмен», «Эдвард руки-ножницы».

Источник: «Кошмар перед Рождеством»

И наконец, Бертон решил вернуться к истокам — к анимации. Он продумал персонажи, всю канву истории, контролировал процесс практически на каждом этапе. Словом, был сценаристом и продюсером мультфильма, но не его режиссером. Дело в том, что одновременно с «Кошмаром…» велась работа и над фильмом «Бэтмен возвращается». Он просто не потянул бы два проекта, поэтому пригласил сесть в режиссерское кресло своего протеже — Генри Селика. 

Источник: кадр из фильма «Кошмар перед Рождеством»

«Кошмар перед Рождеством» хоть и плохо показал себя в прокате, но сразу полюбился зрителям и стал культовым. В Америке его всегда показывают перед Рождеством (о других новогодних мультфильмах, которые уже стали классикой, читай здесь), а в Disneyland в это время работает аттракцион по его мотивам.

«Джеймс и гигантский персик» (1996)

Источник: кадр из фильма «Джеймс и гигантский персик»

Этот диснеевский кукольный мультик режиссер точно не сможет занести себе в актив. Типичная атмосфера присутствует, есть и странный герой, но вот история в целом получилась достаточно сырая, непродуманная. Возможно, все дело в том, что в этом проекте Бертон выступил только в роли продюсера. В итоге фильм провалился в прокате и был почти забыт зрителями.

«Труп невесты» (2005): лучший в списке

Этот мультфильм считается лучшим в карьере Бертона. Здесь есть все, за что его создателя окрестили «главным сказочником Голливуда».  В основе его сюжета лежит старая еврейская сказка под названием «Палец», и ее действие происходит… в России. В ней молодой человек случайно надевает обручальное кольцо на палец мертвой девушки. Труп оживает и требует признать факт брака. Эта хорошая история многократно переписывалась, но канва осталась. 

Источник: кадр из мультфильма «Труп невесты»

Во время создания «Трупа невесты» Тим Бертон одновременно режиссировал фильм «Чарли и шоколадная фабрика». Актеры, которые в нем снимались, стали работать и над мультфильмом. Это, конечно же, Джонни Депп, большой друг режиссера и крестный отец его сына. У него актер снялся в самых знаковых своих ролях, сыграл сумасшедших всех видов. Многие подмечают, что главный герой мультфильма «Трупа невесты» — Виктор — очень похож на Деппа, который его озвучивает, хотя создатель мультика называет это случайностью.

Второй верный соратник Тима, она же его жена на тот момент и мать его детей — Хелена Бонем Картер. Актриса озвучивала в мультфильме невесту. Кстати, по ее словам, муж долго не хотел брать ее в проект, на что она была немного обижена. Несколько лет назад голливудская пара рассталась, но их развод был не таким скандальным, как у их общего друга — Джонни Деппа.

Источник: Fotodom.ru

«Труп невесты» был номинирован на премию «Оскар», но, увы, ее не получил, зато после этого мультфильма никто уже не мог сказать пренебрежительно «мультики Тима Бертона». Ведь это были настоящие шедевры.

«Алиса в стране чудес» (2010)

Важная составляющая этого блокбастера — анимация, из-за которой выдуманный мир на экране получился ярким и фантастическим. Во-вторых, на его примере очень четко видно, что даже в игровом кино Тим использует свои знания и умения мультипликатора.

Источник: кадр из фильма «Алиса в стране чудес»

Каждый свой фильм он начинает с визуализации идеи — то есть он рисует свои персонажи. Буквально несколько простых линий, немного упрощенно и наивно — но образ уже готов. Герой со стопроцентной вероятностью будет не от мира сего, но это фирменный стиль мультиков Тима Бертона.

«Франкенвини» (2012)

Прошло почти 30 лет и боссы «мышиной» компании, из которой наш герой был когда-то уволен, были готовы заплатить любые деньги, чтобы Тим снял для них «Алису в стране чудес», а спустя еще два года они же уговаривали его сделать мультипликационный ремейк «Франкенвини». Того самого, которого они признали мрачным и непригодным для широкой аудитории.

Источник: кадр из фильма «Франкенвини»

Он был рад вернуться к работе над своим старым проектом, ведь анимация всегда была для него на первом месте и, как подмечали многие критики, художественная составляющая его проектов всегда намного важнее, чем, скажем, операторская работа.

Вас может заинтересовать