Настенька из сказки «Морозко» — это олицетворение русской красоты. Эту хрупкую девушку с огромными голубыми глазами, длинными ресницами и хрустальным голосом полюбил весь Советский Союз. Наталье Евгеньевне во время съемок было всего 15 лет, и она очень походила на свою героиню — была такой же открытой, умной и трудолюбивой.

Эта работа стала знаковой в творческой биографии актрисы, ее до сих пор благодарят за этот фильм. Однако мало кто знает, что Седых приходилось многим жертвовать, чтобы принять участие в создании этой легендарной сказки. 

Балерина и фигуристка

Источник: кадр из фильма «Морозко»

Наталья Евгеньевна родилась в семье военного в Москве. У нее всегда был особый интерес к танцам — уже в четыре года она плясала по квартире и придумывала различные движения. Однажды она увидела по телевизору выступление фигуристов и поняла, что тоже хочет стать профессионалом. Девочка уговорила маму отвести ее в спортивную школу, где поначалу ей отказали, так как она была еще очень маленькой. 

Но Седых с самого детства была целеустремленной, поэтому уговорила приемную комиссию взять ее в секцию, показав им элементы движения из программы известных фигуристов. Девочке пророчили большое будущее, ведь к десяти годам она успела дважды победить на юниорском первенстве Москвы и завоевать бронзовую медаль на взрослом чемпионате Советского Союза.

Однако в ее жизни появилось новое увлечение — балет. Увидев постановку «Жизель», она начала мечтать о сцене. Девушка планировала заниматься как фигурным катанием, так и балетом, но преподаватели в хореографическом училище заявили, что о спорте придется забыть, если она все-таки хочет стать балериной.

В этот момент ей пришлось сделать очень трудный выбор, причем самой, без помощи родителей. Она знала, что отец желал видеть ее фигуристкой, а вот мама мечтала, чтобы ее красивая, нежная и утонченная дочь стала балериной. И Седых выбрала именно второе. 

«У меня многие спрашивают, как я выбирала между балетом и кино. На самом деле я выбирала между балетом и коньками. Я уже понимала, что если меня приняли, то я буду заниматься балетом. Но я плакала по поводу того, что ухожу из спорта», — рассказывала Наталья Евгеньевна. 

Хотя позже у нее еще будет возможность выйти на лед, благодаря которому ее жизнь снова сильно изменится. Тогда придется выбирать между кино и балетом.

Балерина и актриса

Источник: кадр из фильма «Морозко»

Студентку Московского хореографического училища однажды пригласили сняться в картине «Штрафной удар», где она, по сути, сыграла саму себя. Она снова вышла на лед и показала сольную программу. К счастью, в учебном заведении никто не узнал о том, что ученица нарушила правило, хотя фильм показывали по телевизору.

Зато картину увидел режиссер Александр Роу, который сразу же обратил на молодую девушку внимание. Знаменитый создатель киносказок как раз собирался экранизировать «Морозко» и искал актрису на главную роль. Роу приказал всей съемочной группе найти эту милую девушку. Ассистентам пришлось оббегать все столичные школы, кружки и другие учебные заведения, чтобы наконец-то найти Седых.

Источник: кадр из фильма «Морозко»

На следующий день она уже была на фотопробах. «Когда я пришла, там вот такие альбомы, вот такой толщины лежали. Там огромное количество девушек было. Мне они казались все невероятно красивыми. Я думала: «Что же я тут буду делать?» — вспоминала Седых. 

Снимки, сделанные на фотопробах, не понравились Александру Артуровичу — на них девушке нельзя было дать больше 12 лет. Режиссер не растерялся и потребовал, чтобы гримеры поработали над образом Седых. Они основательно накрасили Наталью Евгеньевну, и перед камерой предстала уже взрослая красавица. 

Позже были пробы и с исполнителем роли Иванушки, актером Эдуардом Изотовым, которые тоже очень понравились режиссеру. Он окончательно убедился, что Настенька найдена. Хотя у Натальи Седых были серьезные конкурентки — известно, что на роль пробовалась даже Надежда Румянцева, которая тоже была миловидной. Однако интуиция Александра Артуровича подсказывала, что Настенькой должна стать именно Седых. 

Но возникла новая проблема — ученицу балетной школы не хотели отпускать на съемки преподаватели, которые считали, что кино мешает основным занятиям ученицы. Седых спасла Суламифь Мессерер, известная балерина и родственница Майи Плисецкой. 

«Суламифь Михайловна пообещала, что я вернусь и на экзамене у меня будет пятерка. Так что этот человек понимал, что даже если девочка очень любит балет, у нее могут быть какие-то еще интересы», — рассказывала Седых. 

Она не подвела преподавательницу, которая за нее ручалась, и после съемок сдала все на «отлично». Наталья Евгеньевна вместе со съемочной группой на полгода отправилась в Карелию. К счастью, в тот год не было сильных морозов, поэтому снимать было гораздо легче, но трудности, конечно же, были. 

«Когда сидишь в этом пальтишке под елкой. Вообще, это не пальтишко, а платье. И сидишь там целый день, то теплее не становится», — делилась Седых. 

Зато рядом с ней была мама, которая не смогла отпустить дочь одну с чужими людьми. Родительница всегда была на съемках с термосом и в перерывах отогревала горячим чаем своего ребенка. К Наталье Евгеньевне трепетно относилась и вся съемочная группа, которая с первых же дней называла ее актрисой, что очень удивляло юную девушку. 

«Она ведь балериной была, поэтому она и входила так с прямой спиной, с таким вот взглядом, с улыбкой. Разговаривала, будто мяукала. Такой у нее голос был. Такой еще не было в кино. Это находка», — говорила Лариса Угольникова, монтажер картины. 

После премьеры «Морозко» Наталья Евгеньевна, как это принято говорить, проснулась знаменитой. Фильм показывали во всем Советском Союзе, а позже отправили на Венецианский кинофестиваль, где присудили главный приз «Льва святого Марка». Александра Артуровича похвалили за то, какую актрису он взял на главную роль. Члены жюри признались, что она могла бы стать музой Рафаэля, если бы жила в его эпоху. Позже сам Стивен Спилберг оценил киноленту и сказал, что она повлияла на развитие американского кино. 

Источник: кадр из фильма «Морозко»

После выхода «Морозко» режиссеры мечтали сотрудничать с Натальей Седых, но от многих предложений она была вынуждена отказаться, так как учеба в хореографическом училище была на первом месте. Хотя у Седых интересовались, почему она не бросила балет и не пошла учиться в театральный институт. Однако даже после такого успеха девушка не думала сменить профессию и оставалась верна танцам. 

Впрочем, в нескольких кинопроектах она все же снялась: в ее послужном списке фильмы «Дети Дон Кихота», «Огонь, вода и... медные трубы», «Голубой лед» и другие. Потом Наталья Евгеньевна попросила все киностудии удалить ее фотографии, тем самым на долгие годы она отказалась от кино и посвятила свою жизнь балету. Лишь в 90-х и нулевых годах она вновь появилась на экране, но это были уже незначительные роли.

Личная жизнь актрисы

Источник: кадр из фильма «Морозко»

Наталья Евгеньевна всегда восхищала противоположный пол, но вот сама была готова быть лишь с тем мужчиной, с которым любовь будет взаимной. На съемках «Морозко» она впервые поцеловалась с исполнителем роли Иванушки, актером Эдуардом Изотовым. По признанию актрисы, она тогда была тайно в него влюблена. Ведь сцену свадьбы, во время которой их герои целуются, они снимали очень долго.

К сожалению, в жизни Наталья Евгеньевна не так быстро нашла своего принца, как в сказке. Однажды она вместе с труппой Большого театра отправилась на гастроли в Ленинград, где познакомилась с известным композитором Виктором Лебедевым. «Мне сразу не понравился его плащ, в котором он нас встречал. Как будто это член политбюро», — рассказывала о первой встрече актриса. 

Источник: кадр из фильма «Морозко»

Вечером вместе с подругами она согласилась провести время в компании композитора, но потом сильно об этом пожалела. На протяжении всего вечера он общался со всеми, но только не с ней. Седых вспоминала, что тогда хотела сбежать, но так как была в чужом городе не могла этого сделать. В конце Лебедев и вовсе попытался уложить Седых в постель, за что получил пощечину. 

Только потом Наталья Евгеньевна поняла, что своим поведением он хотел привлечь ее внимание. Тогда она даже не знала, чем это случайное знакомство может стать. На следующий день у балерин был выходной, и Виктор снова пригласил их на вечернюю прогулку по природе. Вторая встреча оказалась удачной. 

«Я увидела совершенно другого человека, я его просто не узнала. Он был в белом костюме. Я увидела, что он необыкновенно хорош собой, что у него элегантные манеры. Я влюбилась в этот момент. У нас сразу возникло такое чувство, что мы смотрели друг другу в глаза и ничего не замечали», — вспоминала Наталья Евгеньевна. 

Несмотря на то, что Виктор был женат, у них начался роман. Тогда ей было 28 лет, а ему — 41 год. Седых была очарована его музыкой — он написал композиции для таких фильмов, как «Ищите женщину», «Гардемарины, вперед!» и других. 

Ради любимой Лебедев развелся с женой, но вот переехать в Москву не решился, так как в Ленинграде у него были все родные и работа. Наталья Евгеньевна тоже не собиралась оставлять Большой театр, поэтому была согласна на гостевой брак. Многие знакомые балерины и актрисы говорят, что она любит быть одинокой, поэтому ее устраивали такие отношения. Зато редкие встречи были настоящим праздником для супругов. 

Виктор уговорил жену родить ему ребенку. Когда-то в первом браке у него была дочь, но в шестилетнем возрасте она погибла. Мужчина еще долго не хотел детей, но, встретив Наталью Евгеньевну, изменил свое мнение. Когда актриса узнала, что беременна, она переехала в Ленинград, так как на этом настоял супруг. 

Источник: Кремер Борис\Fotodom.ru

Однако после родов она практически сразу вернулась на сцену Большого театра, несмотря на то, что Виктор уговаривал ее остаться с ним. Наталью Евгеньевну устраивал гостевой брак, а вот ее супругу нужна была жена, и вскоре он ее нашел. Рядом с известным композитором всегда было много красивых дам, которые оказывали ему знаки внимания. Седых совершенно случайно узнала об измене мужа — она просто приехала без предупреждения к нему.

«Он спросил: «Кто?» Самое удивительное, что, когда я сказала, что это я, я свой голос не узнала. Это был не мой голос. Он переспросил. И тогда я уже своим голосом ответила. Он открыл дверь и сказал: «Там спит девушка». Если бы это девица была просто на ночь, то я бы устроила скандал, и это бы улеглось — ради нашей любви, ради Алеши, ради нашего благополучия, ради всего. Но я тут же посмотрела — две пары обуви стоят в прихожей. Я в ванную прошла, а там стоит косметика чужая. Вот тут история закончилась», — вспоминала Седых. 

Источник: Кремер Борис\Fotodom.ru

Кончено, муж пытался вернуть Наталью Евгеньевну, но она отказалась его прощать и не была готова терпеть новые связи. Композитор и балерины прожили вместе десять лет, а вскоре сын Алексей переехал к отцу. Сегодня актриса живет одна в Москве.

«Если честно, то я очень редко нуждаюсь в помощи и поддержке. Практически никогда. Но не могу сказать, что никогда, — может, я просто что-то забыла. Я стараюсь так жить, чтобы ни от кого не зависеть и не нуждаться ни в чьей помощи. Это очень удобно», — заключает Наталья Седых. 

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен