1 «Преступление и наказание», 1940
В 1933 году писатель Михаил Зощенко создал комедию «Преступление и наказание», которая в то время была очень актуальна. Пьеса успешно шла на сцене многих театров, а в 1940 году режиссер Павел Коломойцев решил ее экранизировать.
Впрочем, картина не прошла цензуру, так как, по словам управления пропаганды и агитации, «сюжет картины построен на переживаниях расхитителя общественной собственности». Лишь в 1989 году зрители смогли увидеть «Преступление и наказание» на экранах.
2 «Сердца четырех», 1941
По той же причине к показу был запрещен и фильм Константина Юдина, который он завершил снимать накануне Великой Отечественной войны. Цензура тогда вынесла вердикт: «Искажение жизни советской интеллигенции и Красной Армии.
К счастью, в 1944 году фильм разрешили показывать, и он сразу же завоевал любовь зрителей. В то время «Сердца четырех» заняли 5-е место в списке лидеров проката.
3 «Иван Грозный», 1945
Иосиф Сталин пожелал, чтобы был снят фильм о первом русском царе — Иване Грозном. Глава СССР попросил, чтобы написали лучший сценарий и нашли самого талантливого режиссера. За работу взялся знаменитый Сергей Эйзенштейн, который очень понравился Сталину.
Съемки картины были очень сложными, так как проходили во время Великой Отечественной войны. Актерам и создателям картины иногда приходилось даже голодать. Кроме того, Иван Большаков, председатель Комитета по делам кинематографии, постоянно требовал, чтобы фильм снимали быстрее.
Первая серия «Ивана Грозного» появилась на экранах в начале 1945 года и была одобрена Сталиным. Вся съемочная группа во главе с Сергеем Эйзенштейном получила Сталинскую премию I степени. Но уже вторая серия киноленты была запрещена к показу, а первую глава Советского Союза потребовал немедленно снять с показа.
Позже Центральный Комитет ВКП(б) сообщил, что режиссер неправильно истолковал исторические факты, по этой причине фильм пришлось запретить показывать советским зрителям. Сергею Михайловичу все-таки удалось получить разрешение у Иосифа Виссарионовича на съемки нового фильма об Иване Грозном.
Однако режиссер не успел завершить проект, так как в 1948 году ушел из жизни. Его первая двухсерийная кинолента о первом русском царе появилась на экранах только в 1958 году, уже после смерти Сталина.
4 «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1967
В 1967 году состоялась премьера фильма Андрея Кончаловского, который изначально назывался «Асино счастье». Однако картину тут же запретили показывать, и она отправилась на полку.
Дело в том, что в киноленте было много правдивости, ведь съемки проходили в селе Кадницы, а героями были реальные жители, которые рассказывали о своей жизни, о войне, лагерях и пережитых трагедиях. Считается, что именно из-за этой правдивости картина и не прошла цензуру.
Зато в 1987 году работа Андрея Сергеевича вновь была представлена публике и получила одобрение как от зрителей, так и от критиков. Кончаловский даже получил премию «Ника» за лучшую режиссерскую работу.
5 «Комиссар», 1967
Режиссеру Александру Аскольдову поручили снять патриотический фильм о Гражданской войне. Главные роли в киноленты достались Нонне Мордюковой и Ролану Быкову. Аскольдов вместо того чтобы снять картину о подвигах солдат Красной армии, показал человеческую драму о взаимоотношениях людей, о любви, семье и детях.
Работа режиссера привела в ужас руководителей, ведь он не выполнил то, что ему было поручено. Фильм запретили показывать и даже приказали уничтожить. Более того, самого Александра Аскольдова уволили за профессиональную непригодность, исключили из партии и запретили работать по профессии.
К счастью, зрители смогли увидеть фильм в 1987 году. Оказывается, Сергей Герасимов, которому и поручено было уничтожить оригинал и все копии работы Аскольдова, сохранил пленку и спрятал в своем сейфе. О секрете режиссера узнали только после его смерти.
6 «Урок литературы», 1968
Алексей Коренев в 1968 году снимал фильм по рассказу Виктории Токаревой «День без вранья». Главным героем киноленты стал учитель литературы, который не любит свою работу и однажды решает говорить только правду.
Изначально цензоры потребовали, чтобы изменили название, ведь в советской действительности всегда была честность, поэтому не могло быть никакого одного дня без вранья.
Однако даже после этого фильм запретили показывать, так как посчитали, что главный герой ведет себя недостойно и его образ не соответствует образу советского человека и учителя.