Современное искусство постоянно провоцирует общество на разговор: то концептуальностью работ, то заоблачной ценой произведений. И пока одни верят в заслуги популярных художников, другие недоумевают: почему разбрызганные на холсте капли краски стоят миллионы долларов? Попробуем в этом разобраться.

А что такое современное искусство?

Чтобы это точно понять, нужно посмотреть, что творится вокруг нас. Войны, невинные смерти, горы мусора, несправедливость и корысть — зло в буквальном смысле нагромождено во всем мире. Неудивительно, что современные художники не могут увидеть в нем красоту и не желают создавать что-то прекрасное. Вместо этого они пытаются отразить реальность такой, какая она есть — примитивной, странной и засоренной. Из этого и рождаются новые и необычные техники в искусстве: будь то абстракция, созданная разбрызганной краской, или скульптура, созданная из обычных предметов быта, или целая экспозиция из сбросанной в кучу мебели. Художники видят современный мир таким, и им не обязательно рисовать или лепить, чтобы выразить свою идею.

Публикация от artnet (@artnet)

И что особенного в разбрызганных каплях краски?

Многие произведения современного искусства могут показаться довольно примитивными. Некоторые из них без труда повторит и ребенок. Однако важно не исполнение и мастерство художника, а то, что именно он решился это воплотить. Представь, например, какую-нибудь драму из жизни — разве не хочется иногда выплеснуть все, что из-за нее накопилось? Вот и американский художник Джексон Поллок еще в 1940-х то ли в порыве злости, то ли пьяного угара бухнул на пол банку с краской. Капли разлетелись, и он увидел, насколько ярко и экспрессивно это получилось. Поллок повторил свою эмоциональную выходку на полотнах, за которыми сегодня охотятся все коллекционеры мира. И не потому, что эти произведения отличаются красотой форм. В них почти в прямом смысле слова вылилась душа художника.

А сколько придется заплатить за «душу» художника?

Ни много ни мало 140 миллионов долларов. На эти деньги можно купить, например, несколько островов, 140 ретро-автомобилей с более чем 500 лошадиными силами, 140 тысяч люксовых часов или просто пожизненную страховку от голода и холода.

И это не единственная баснословная сумма в современном искусстве. Например, одними из самых дорогостоящих считаются картины ныне живущего немецкого художника Герхарда Рихтера. В основном он создает абстракции из размазанной шпателем краски или портреты, будто подернутые дымкой или помещенные под воду. С 2011 года Рихтер продал более тысячи картин, за которые выручил свыше миллиарда долларов.

Публикация от artnet (@artnet)

Откуда такие цены?

Нельзя просто так взять и назначить ценник в сто с лишним миллионов долларов. Просто потому, что никто не будет платить такие суммы за произведение неизвестного художника. Стоит посмотреть на любую сферу, касающеюся роскоши: зачем состоятельному человеку выбирать вещь, о качестве и престиже которой он не имеет понятия? Его выбор падет на что-то с проверенной репутацией.

Поэтому, чтобы художника хотели покупать, отличной идеи и самых безумных воплощений не достаточно. Он должен стать брендом — с известностью, отличной пиар-поддержкой и весомым «бэкграундом» (а именно выставками в самых крутых галереях и работой с самыми толковыми дилерами).

Публикация от Tate (@tate)

Ярчайшим примером удачного маркетинга в современном искусстве является художник Дэмиен Херст. Его произведения всемирно известны, стоят сотни тысяч долларов, при этом британец сам их даже не создает. Он лишь придумывает идеи, а всю работу за него делают помощники.

Херст прославился благодаря своей скульптуре «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» — мумифицированной акуле в стеклянном аквариуме с формальдегидом. Он придумал идею и организовал ее воплощение в жизнь: дал объявление в Австралии, где местный рыбак поймал акулу, там же почтовые работники запечатали рыбу и отправили в Англию, а затем специальные люди мумифицировали животное и поместили в стеклянную тумбу. Заказчиком «Физической невозможности» выступил известный коллекционер Чарльз Саатчи, который перепродал скульптуру через брендового арт-дилера Ларри Гагосяна другому влиятельному лицу — Стиву Коэну, трейдеру из Нью-Йорка. Конечная стоимость творения составила 12 миллионов долларов. Спросишь, как получилась такая цена? Сложи громкие имена, причастные к произведению, прибавь концептуальное название, умножь на умную маркетинговую кампанию и шумиху в СМИ, и ты получишь ценник с восьмизначной суммой.

И зачем покупать все эти произведения?

Конечно, не стоит питать иллюзии, что все коллекционеры ценят именно талант художника. Купленное ими произведение пусть кое-что и расскажет об их якобы хорошем эстетическом вкусе, но в большей степени оно будет доказательством богатства и влиятельности. Часто коллекционеры покупают картины буквально не глядя. Все потому, что их консультанты и дилеры способны за один телефонный звонок убедить, что они знают художника, который в ближайшие пару лет станет одним из самых популярных и дорогих в мире. И вот его произведение уже висит на стене у коллекционера.

Рекомендуем