Ему уже стукнуло 6 лет, он уже бегло читает, шпарит по-английски и считает до 100. Что ему еще год делать в детском саду? Пора за парту! Но психологи и педагоги утверждают: даже те дети, которые интеллектуально и физически готовы к школе, могут быть не готовы к ней психологически. Таким малышам учеба будет в тягость. И возможная ситуация неуспеха станет поводом для стресса, недовольства собой и ситуацией. Если так, то стоит ли биться сейчас за место в заветном списке первоклашек?
Еще не наигрался…
Что дошколята больше всего любят на свете? Играть, конечно. В процессе игры малыши познают себя и окружающий мир, учатся общаться со сверстниками и взрослыми. Они придумывают свои собственные миры, моделируют ситуации и учатся находить из них наилучший выход, отстаивать свои интересы.
Игра — это очень важный момент в жизни малыша, она постепенно готовит его к вхождению во взрослую жизнь. И первая «взрослая» ступенька — школа. А на уроке уже не поиграешь весело и свободно. Тут уже нужно уметь подчиняться правилам (без звонка на переменку из-за парты не убежишь) и налаживать взаимодействие со сверстниками и педагогами. Школа требует и определенной доли ответственности и куда большей самостоятельности от ребенка. Но как узнать, готов ли малыш к обучению?
Личность — воля — интеллект
Психологическая готовность включает в себя три аспекта: личностная, волевая и интеллектуальная готовность. Личностная определяется тем, способен ли малыш соблюдать правила школьного режима, выполнять домашние задания. Сможет ли он правильно воспринимать ситуацию урока, смысл действий учителя, его профессиональную роль.
К примеру, пятилетний малыш за плохую оценку обижается на педагога, искренне считая, что он его просто не любит. А «дозревший до школы» ребенок может посмотреть на себя со стороны, адекватно оценить ситуацию: учительница ко мне хорошо относится, это я не справился с заданием.
Оказавшись в классном коллективе, он должен уметь общаться с разными детьми, находить компромиссы в конфликтах, вместе выполнять задачи.
Волевая готовность заключается в способности ребенка делать то, что от него требует учитель и правила школы. Например, он устал, а урок еще идет, нужно решить задачу, а не ворон считать. Он должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Более того, психологи считают, что шестилетки уже способны поставить цель (задумать, предположим, эксперимент по выращиванию солевых кристаллов), создать план действий, реализовать его, преодолев препятствия, и оценить результат. У ребенка должна быть сформирована организованность. Например, он следит за порядком в своей комнате, когда у него урок музыки и что к нему нужно выучить пьесу.
Третий аспект: интеллектуальная готовность. Ты гордишься, что твой малыш хорошо читает, у него богатый словарный запас. Но этого недостаточно: к моменту поступления в школу ребенок должен уметь сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. Этому можно научиться в процессе игры (см. задания справа). Фантазируй и занимайся вместе с ребенком. И тогда ему будет весело, интересно и легко учиться.
Кстати, о готовности малыша к школе можно судить… по зубам. Если передние молочные сменились постоянными — смело записывай ребенка в 1 класс.
6 игр для подготовки к школе
✓Графический диктант. Предложи малышу рисовать на листочке в клеточку узоры под диктовку («два вправо, один вниз»). Это развивает внимание и наглядно-схематическое мышление.
✓«Чего не хватает?» Показывай ребенку рисунки, на которых не хватает какой-то важной детали или что-то нарисовано неправильно. Это тренирует зрительную память.
✓«Найди отличия». На двух картинках предлагай найти отличия. Так развивается наблюдательность.
✓«Игра в слова». Пусть он повторит как можно больше из названных тобой. Так тренируется произвольное запоминание, слуховая память и умение концентрироваться.
✓«Убрать лишнее». Из нескольких предметов (3 машинки и 1 кукла) надо убрать лишний и объяснить почему. Это развивает логическое и образное мышление.
✓«Донесение». Условия игры: ребенок — разведчик и «пишет» шифровку в штаб, ты — связной, диктуешь ему донесение. Все названные тобой предметы малыш должен зашифровать в тексте символами-значками. Подобные игры развивают символическую функцию сознания.
В 1-й класс (не) идем!
!
Филиппинский тест отражает характеристику развития скелета, уровень созревания нервной системы и способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Как по нему узнать, дозрел ли до школы ребенок? Попроси малыша дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Если ребенок не может это сделать — с записью в первый класс лучше не торопиться.